Что такое визуальное расписание
Визуальное расписание для детей с РАС – это набор изображений, предметов, надписей, которые отображают последовательность действий на некоторый период времени.
Зачем нужно визуальное расписание
Вот некоторые из задач, которые способно решить визуальное расписание:
- Улучшение коммуникации: визуальное расписание для детей с аутизмом отличное подспорье в общении с окружающими людьми.
- Повышение уровня самоорганизации: визуальное расписание дает детям возможность лучше понимать, что и когда нужно делать.
- Регулирование эмоций: сокращается число ситуаций, которые могут вызвать эмоциональный дисбаланс.
- Улучшение навыков социальной адаптации: визуальное расписание для детей с РАС полезно тем, что помогает лучше понимать социальные ожидания и правила поведения, улучшая их навыки социальной адаптации.
- Улучшение когнитивных навыков: развивает логическое мышление, пространственное восприятие и понимание причинно-следственных связей.
Этапы введения визуального расписания
Для начала определимся с типом расписания
- Из предметов. Выберем предметы, которые могли бы обозначать определенное занятие. Например: мыло – поход в ванную, тарелка – приём пищи, занятия за столом – колокольчик.
- Из рисунков или фотографий. Карточки с изображениями видов деятельности располагаются в линию на ленте – «липучке» (лента велкро), на магнитной или пробковой доске и т.д.. Ребенок берет карточку, стоящую первой в списке, и выполняет то, что на ней изображено. Если возникают сложности при перемещениях, попробуйте продублировать картинки из расписания рядом с теми местами, где будет происходить эта деятельность: рядом с раковиной разместите изображение зубной щетки, а на шкаф с уличной одеждой – фотографию детской площадки.
- Письменные расписания. Подходят для тех, кто владеет навыком чтения. На начальных этапах для облегчения понимания можно совмещать написанное слово и картинку.
Выберем длину расписания
Продолжительность времени, охваченного расписанием, зависит от конкретных потребностей и возможностей ребёнка. Для некоторых детей комфортнее, когда виден план сразу на целый день, а для других – лучше владеть информацией об одном-двух предстоящих событиях. Начинать лучше с короткого расписания.
Научим пользоваться расписанием
Использование визуального расписания – тоже навык, которым необходимо овладеть. Начать вводить расписание можно в максимально структурированной среде, использовать подсказки. Например, расположитесь за столом и продемонстрируйте ребенку две карточки: первую – с простым и быстрым заданием, вторую – с любимой игрушкой. Затем помогите ребенку последовательно сделать задание и поиграть с игрушкой.
Усложнения должны происходить постепенно, и только когда вы убедитесь, что текущий этап освоен.
Другим этапом будет снижение подсказок.
Стремимся к самостоятельности
Навык использования визуального расписания считается освоенным тогда, когда, ребенок сможет сам, без подсказок, может переходить от выполнения одного пункта к другому, опираясь на заданную последовательность.
Расписание можно менять
При отсутствии прогресса можно и нужно вносить корректировки. Возможно, ребенку нужно меньше пунктов расписания подряд, так как он перегружен информацией, или наоборот – слишком малое их число дезориентирует. Можно также попробовать заменить картинки на предметы. Основная задача состоит в том, чтобы расписание было понятным для вашего ребенка.
Осторожнее с неожиданностями
Даже небольшие изменения в привычной жизни могут заставлять людей с РАС испытывать серьезный стресс. Зачастую это приводит к нежелательному поведению.
Пользуясь расписанием, вы можете заранее подготовить ребенка к грядущим переменам, так как наглядно демонстрируете, с какими изменениями предстоит столкнуться в ближайшее время. Таким образом, изменения станут менее неожиданными, что позволит ребенку легче к ним приспособиться и научиться быть более гибким.
Визуальное расписание – это простой и эффективный инструмент, помогающий детям с РАС лучше адаптироваться к окружающей среде. Применение этого инструмента в повседневной жизни поможет создать легко прогнозируемую действительность, снизить уровень стресса, научит ребенка менее зависимым от участия взрослых в его жизни!
Помните о том, что программы поведенческого вмешательства должны составлять квалифицированные поведенческие аналитики. Если у Вас возникают сложности с тем или иным методом, Вам нужно получить консультацию.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видео, демонстрирующее использование визуального расписания на занятиях АФК.