Визуальное расписание для детей с РАС — это набор изображений, предметов, надписей, которые отображают последовательность действий на некоторый период времени.
Вот некоторые из задач, которые способно решить визуальное расписание:
Продолжительность времени, охваченного расписанием, зависит от конкретных потребностей и возможностей ребёнка. Для некоторых детей комфортнее, когда виден план сразу на целый день, а для других — лучше владеть информацией об одном-двух предстоящих событиях. Начинать лучше с короткого расписания.
Использование визуального расписания – тоже навык, которым необходимо овладеть. Начать вводить расписание можно в максимально структурированной среде, использовать подсказки. Например, расположитесь за столом и продемонстрируйте ребенку две карточки: первую – с простым и быстрым заданием, вторую – с любимой игрушкой. Затем помогите ребенку последовательно сделать задание и поиграть с игрушкой.
Усложнения должны происходить постепенно, и только когда вы убедитесь, что текущий этап освоен.
Другим этапом будет снижение подсказок.
Навык использования визуального расписания считается освоенным тогда, когда, ребенок сможет сам, без подсказок, может переходить от выполнения одного пункта к другому, опираясь на заданную последовательность.
При отсутствии прогресса можно и нужно вносить корректировки. Возможно, ребенку нужно меньше пунктов расписания подряд, так как он перегружен информацией, или наоборот – слишком малое их число дезориентирует. Можно также попробовать заменить картинки на предметы. Основная задача состоит в том, чтобы расписание было понятным для вашего ребенка.
Даже небольшие изменения в привычной жизни могут заставлять людей с РАС испытывать серьезный стресс. Зачастую это приводит к нежелательному поведению.
Пользуясь расписанием, вы можете заранее подготовить ребенка к грядущим переменам, так как наглядно демонстрируете, с какими изменениями предстоит столкнуться в ближайшее время. Таким образом, изменения станут менее неожиданными, что позволит ребенку легче к ним приспособиться и научиться быть более гибким.
Визуальное расписание – это простой и эффективный инструмент, помогающий детям с РАС лучше адаптироваться к окружающей среде. Применение этого инструмента в повседневной жизни поможет создать легко прогнозируемую действительность, снизить уровень стресса, научит ребенка менее зависимым от участия взрослых в его жизни!
Помните о том, что программы поведенческого вмешательства должны составлять квалифицированные поведенческие аналитики. Если у Вас возникают сложности с тем или иным методом, Вам нужно получить консультацию.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видео, демонстрирующее использование визуального расписания на занятиях АФК.