Адаптация детей с аутизмом к бытовой жизни и жизни в обществе зачастую непростая задача и требует комплексного индивидуального подхода. Адаптивная физкультура — эффективный инструмент помощи не только для физического развития, но и для социализации ребёнка с РАС. Комплексы упражнений АФК направлены на проблемы физического развития, безопасного движения ребёнка в пространстве, координации, проприоцепции, коммуникации.
Занятия помогают ребёнку преодолеть моторные дефициты, мешающие освоить бытовые навыки, навыки самообслуживания. Занятия физкультурой — отличная естественная среда, где ребёнок учится удерживать внимание, выполнять инструкции, взаимодействовать со спортивным оборудованием, с тренером, с другими детьми.
Адаптивная физкультура для детей с аутизмом учитывает все нюансы индивидуальной программы терапии для ребёнка, и является замечательной поддерживающей средой для обобщения и закрепления навыков, которым ребёнок обучается на регулярной основе или при интенсивном вмешательстве.
Трудности и дефициты физического развития детей с аутизмом и как мы можем помочь их преодолеть
Моторные дефициты детей с РАС, как правило, связаны не с физической неспособностью сделать действие, а с недостаточной мотивацией, отсутствием внимания, непониманием речи и окружающего контекста, мешающим стереотипным поведением (самостимуляции, навязчивые движения).
- Мы в постоянном поиске физической активности, которая нравится ребёнку. Базовое условие — занятие должно ему нравиться! Ребёнок получает удовольствие от упражнений, которые мы ему предлагаем, чтобы в дальнейшем он мог успешно преодолевать трудности тренировок.
- Спортивное оборудование и упражнения с ним облегчают ребёнку с аутизмом задачу удерживать внимание на процессе, а тренеры помогают ему в этом. Мы всегда работаем над навыком «удерживать внимание» на занятиях спортом.
- Спортивная среда интуитивно понятна и не требует навыков сложной вербальной коммуникации. Использование жестов, простых и понятных инструкций создают очевидное пространство для физической активности. Такие инструменты, как таймер, визуальное расписание создают структуру занятия, устраняющую беспокойство и тревожность, к которым склонны многие ребята с аутизмом.
- Для работы со стереотипным поведением мы используем комплексы упражнений с переменными режимами интенсивности нагрузок, что позволяет уменьшить мешающее поведение, и научить ребёнка с РАС самоконтролю.
От простого — к сложному
Наши индивидуальные спортивные программы для детей с РАС разрабатываются и применяются с учётом дефицитов и особенностей ребёнка. Мы часто начинаем с упражнений, которые помогут ребёнку открыть и закрыть дверь, правильно оценить высоту, заметить препятствие на своём пути, рассчитать расстояние до предмета, подниматься и спускаться по лестнице.
Также мы вовлекаем ребёнка в социальную коммуникацию, учим играм с мячом, осваиваем более сложные действия со спортивным оборудованием, чтобы ребёнок с РАС, овладев моторными навыками в индивидуальном формате с тренером, смог применять их в играх со сверстниками.
Наша главная цель — адаптировать ребёнка к физической самостоятельности и научить получать удовольствие от физической активности, и одному и в обществе других людей!
А также на YouTube-канале нашего центра вы можете посмотреть как проходят занятия по адаптивной физкультуре и семинар Дэвида Геслака: АФК для детей с РАС