АВА-терапия, что это такое и чем она поможет
АВА-терапия — это набор методов, которые помогают обучить новому поведению или скорректировать (и даже убрать) нежелательное. Методы разработаны в рамках научной дисциплины — “прикладной анализ поведения” или “applied behavior analysis”, сокращенно “ABA”. Обычно специалисты разрабатывают комплексный план обучения ребёнка, в который входят много разных программ. Например, ребёнок в нашем центре может одновременно учиться произносить слова, самостоятельно принимать пищу, играть с новыми игрушками, ждать и повторять за взрослым различные движения. Работа по этим навыкам и будет программой. Обучающие цели каждый раз выбираются индивидуально, в зависимости от уровня развития навыков ребёнка и от запросов его семьи.
Как долго нужно заниматься?
Мы нацелены на регулярную интенсивную работу. Конкретный срок будет зависеть от запросов, которые хочет решить семья, и от уровня развития навыков ребенка. На первичной консультации специалист обсуждает с родителями их запрос и уровень развития навыков ребёнка. Исходя из этого, семья получает рекомендации по продолжительности терапии. Семьи приезжают в наш центр на разные периоды времени, начиная от нескольких дней, до регулярных занятий, которые продолжаются несколько лет.
Как ребенок выдерживает столько часов занятий? Он устанет
Нам важно, чтобы ребёнок проводил время не только с пользой, но и с удовольствием. Программа включает в себя разные навыки: часть занятий проводится за столом, часть — в игровой обстановке вне стола. Мы часто обучаем детей навыкам гигиены, приему пищи, одеванию. Большинство детей посещают занятия по АФК. Дети играют на ковре с игрушками, читают книжки, собирают пазлы и конструкторы, играют с другими детьми. У нас есть большая специально оборудованная игровая. Смена деятельности позволяет сделать занятие увлекательным! За много лет работы мы научились выстраивать занятия таким образом, что ребёнок справляется с нагрузкой. Самый наш младший ученик начал заниматься в возрасте 1 год 7 месяцев, и он несколько месяцев занимался по 5,5 часов в день. У него прекрасные результаты!
Ребенок спит днем
Наш формат работы с детьми обычно подразумевает занятия с 9.00 до 14.30. Такой график позволяет детям заниматься с утра и до обеда, а после занятий спокойно пойти домой отдыхать и спать. Мы подстраиваемся под состояние ребенка. Если ребенок захочет поспать во время занятий, у нас есть все для того, чтобы организовать ребенку отдых: мягкие диваны, пледы, подушки, кресла-мешки. Ребенок сможет сделать перерыв, а затем продолжить занятия. Такой формат помогает детям адаптироваться к новому режиму дня.
Ребёнок не говорит. Как вы можете помочь?
Если ребенок не говорит совсем, обязательно нужно обучать общению при помощи альтернативных методов.
Освоение любой коммуникативной системы дает мощный толчок к развитию речи, и дети начинают говорить быстрее.
Поведенческий подход рассматривает речевые навыки, как вид навыков, которые могут способствовать развитию других навыков, но не являются основной предпосылкой.
Обучение навыкам речи проходит через упражнения на восприятие речи:
- тренируем умение адекватно отзываться на различные обращения, короткие инструкции: подойди ко мне, посмотри на меня, садись за стол, одевайся и прочее.
- развиваем эхо-навыки. Повторяем сказанное другим человеком.
- развиваем навык просьбы. Сюда входят не только просьбы в привычном понимании этого слова, но и навык отказаться от нежелательного, навык давать инструкции другим людям (включи другой мультик, иди быстрее). Навык просьбы в обязательном порядке должен присутствовать в программе обучения детей с РАС, так как его отсутствие обычно заполняют нежелательные виды поведения – капризы, агрессивное поведение, потенциально опасное поведение (хватание опасных предметов, убегание от взрослых, самоагрессия с нанесением себе травм).
У моего ребенка проблемное поведение, он не слушает педагога
Методы прикладного анализа поведения позволяют справляться даже с самыми сложными видами проблемного поведения. У нас огромный опыт работы с поведением агрессии, самоагрессии, с самостимулятивным поведением, убеганием и истериками. Мы всегда находим подход к ребёнку, общаясь с ним бережно и с уважением к его личности. Помимо большого опыта в этой сфере, наши специалисты обладают достаточной подготовкой. В центре 3 поведенческих аналитика с международным сертификатом уровня BCBA/BCaBA. 12 специалистов центра в 2021 году прошли базовое обучение в организации FTF (Грег Хэнли) и владеют современными подходами к работе со сложными видами поведения.
У моего ребенка только одна проблема: туалет. Нам необходим только туалетный тренинг
Каждый случай очень индивидуальный. Часто в процессе диагностики наши специалисты выявляют дефициты в развитии речи, проблемное поведение и другие трудности. В таком случае специалист рекомендует комплексную программу для ребенка. Мы рекомендуем Вам посетить первичную бесплатную консультацию наших специалистов, чтобы определить, как именно помочь Вашему ребенку.