Один из самых частых вопросов от родителей, которые мы слышим при планировании занятий ребенка «Почему нужно заниматься так много? А ребенок выдержит?»
Мы решили обратиться с этим вопросом к Марине Подгорной, ведущему аналитику нашего филиала в Санкт-Петербурге.
— Марина, родители часто обеспокоены тем, что их ребенку нужно так много заниматься, хотят узнать, почему занятия должны быть именно такими интенсивными. Не могла бы ты поподробнее рассказать об этом?
— Обязательно. От интенсивности занятий напрямую зависит эффективность работы, которую мы проводим. Еще в 80х годах прошлого века было проведено исследование, доказывавшее, что именно интенсивное комплексное вмешательство дает очень значимые результаты. (Подробнее о проекте Young autism project на русском языке можно прочитать в статье фонда выход https://outfund.ru/vmeshatelstva-pri-ras-s-dokazannoj-effektivnostyu/ ).
Если же говорить простым и понятным языком, мы работаем с поведением, а значит формируем или корректируем определенный, уже имеющийся у ребенка, набор паттернов поведения, или, еще проще можно сказать, привычек. Давайте попробуем представить себе, что мы хотим изменить пищевые привычки человека и посадить его на диету. Будет ли эффективна диета, если применять ее 3 раза в неделю по 1 часу? Думаю, все со мной согласятся, что при такой интенсивности и начинать не стоит.
Если говорить о том, чем мы занимаемся с ребенком, это, далеко не только одна задача. К любой проблеме мы подходим комплексно, и учим ребенка общаться, коммуницировать, играть, быть внимательным и старательным в процессе учебы, говорить, быть самостоятельным в бытовых вопросах, корректируем проблемное поведение. Вместить все эти программы в 2 часа просто невозможно.
По этой же причине мы не рекомендуем работать много, но с разными специалистами и в разных подходах. Они нередко противоречат друг другу, и, возвращаясь к уже озвученному примеру, это сходно с тем, чтобы сидеть на нескольких разных диетах одновременно.
— Спасибо! Мне кажется, стало намного понятнее, почему подход должен быть интенсивным, но как быть с тем, что ребенок может уставать на занятиях?
— Наши занятия выстраиваются индивидуально под возможности и потребности ребенка.
Когда речь идет о занятиях, можно подумать, что ребенок все пять часов сидит за столом и тяжело трудится. На самом деле, мы стараемся выстроить работу так, чтобы ребенок большую часть времени обучался во время игры, а сложность задания подобрать таким образом, чтобы ребенку было просто, и в то же время, чтобы он мог быстро и легко продвигаться вперед. Мы обязательно учитываем и возрастные нормы. С ребенком двух лет занятий за столом мы постараемся избежать, ведь самое главное для таких малышей – играть и активно двигаться. Чем ближе дело к школе, тем больше ребенок будет заниматься за столом, а количество игровых моментов будет уменьшаться.
— А можешь пояснить, как это: «обучаться во время игры?»
— Конечно! Мы активно используем для обучения те игрушки и виды деятельности, которые нравятся ребенку. Можем учить ребенка, как попросить игрушку, как играть в эту игру новыми способами, как оставаться спокойным, когда игра остановилась или в нее вмешался другой человек. В зависимости от того, какие игрушки нравятся малышу, можем использовать их, чтобы дать ребенку новые знания, например, учить его наименованию форм, цветов, животных, транспорта – да чего угодно, собственно, если это входит в круг его интересов. Практически любое обучение можно превратить в веселую игру!
— То есть, ребятишки не устают на ваших занятиях?
— Первое время, несомненно, могут уставать. Большое количество новых впечатлений в первые дни иногда даются нелегко. Бывает, родители нам рассказывают, что ребенок уснул, едва успев прийти домой. А бывает, что ребенок может уснуть прямо на занятии. Мы относимся к этому с пониманием и даем ему вздремнуть минут 20, чтобы затем продолжить работу с новыми силами.
Через несколько дней после начала занятий почти все дети идут к нам с удовольствием, и для нас это главный показатель, что мы все делаем правильно!