ПРОСТЫЕ ШАГИ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

О

АвторBy Brooke Ozz, M.S., BCBA, LBAFebruary 14, 2019П

Основной фактор во многих нарушениях развития – это дефицит навыков коммуникации. Эти дефициты могут включать трудности с экспрессивными речевыми навыками, рецептивными речевыми навыками, или сочетание того и другого. Экспрессивные речевые навыки —  это способность выражать вслух свои мысли, в то время как рецептивные речевые навыки — это способность понимать, о чем говорят другие люди. Отсутствие эффективной коммуникации может стать бесконечным источником фрустрации как для самих людей с особенностями развития, так и для тех, кто пытается им помочь. Дефицит эффективной коммуникации также очень часто приводит к появлению проблемных поведений, потому что у человека нет другого способа попросить то, что ему необходимо  или хочется.

Тренинг функциональной коммуникации (Functional Communication Training, FCT) — это стратегия с доказанной эффективностью, которая включает в себя замещение проблемного поведения функционально эквивалентной коммуникативной стратегией (например, знаки, жесты, вокализации и др.). И эта новая коммуникативная стратегия, оно же замещающее поведение, будет теперь выполнять ту же функцию, что и проблемное поведение.

Составление программы тренинга функциональной коммуникации можно разделить на пять этапов:

  1. Описание проблемного поведения,
  2. Выявление функции проблемного поведения,
  3. Определение замещающего поведения,
  4. Обучение замещающему поведению,
  5. Закрепление замещающего поведения.

Описание проблемного поведения

Дайте простое и четкое определение проблемного поведения. Опишите в точности, что вы видите или слышите, когда поведение происходит. Избегайте использования слов, указывающих на эмоции (например, «злится», «испытывает фрустрацию» и т.д.) или намерения (например, «чтобы получить желаемое/добиться своего», «чтобы избежать выполнения задания» и т.д.). Попросите других людей, которые знают ребенка, описать проблемное поведение. Хорошо сформулированное определение будет написано так, что человек, который не знаком с ребенком, прочитав его, сможет выявить случай проблемного поведения.

Выявление функции проблемного поведения

После того, как проблемное поведение было четко определено, необходимо оценить функцию поведения. Самая базовая процедура для определения функции поведения – это собрать данные АВС (антецедент-поведение-последствие). После эпизода проблемного поведения запишите информацию об антецедентах – что произошло непосредственно перед тем, как появилось поведение, о самом поведении и последствиях — что произошло сразу после появления поведения. Анализ данных АВС покажет, что проблемное поведение выполняет как минимум одну из четырех функций:

  • «Избегание» — отказ от выполнения задания/деятельности или взаимодействия;
  • «Получение желаемого» — получение доступа к предмету или занятию (деятельности);
  • «Сенсорные ощущения» — получение сигналов от сенсорной системы (например, зрительной тактильной, вестибулярной);
  • «Внимание» — получение внимания другого человека.

Определение замещающего поведения

В рамках программы тренинга функциональной коммуникации (FCT), замещающее поведение – это форма коммуникации, которой будут обучать, и цель которой — заменить проблемное поведение. Это поведение будет выполнять ту же функцию, что и проблемное поведение. Замещающее поведение должно быть:

  • более простым в выполнении, чем проблемное поведение,
  • таким, чтобы его можно было легко выучить,
  • понятным для окружающих.

Для детей, владеющих устной речью, обучение слову или фразе будет, скорее всего, наилучшим вариантом, потому что речь – это наиболее широко используемая форма коммуникации. Тем не менее, есть множество других средств коммуникации, включая язык глухонемых, жесты, обмен карточками с изображениями, устройства, генерирующие речь и так далее. Важно выбрать такой способ, который ребенку будет легко выучить и использовать. Начните с простого, а затем, со временем, формируйте более сложные ответные реакции, замещающие проблемное поведение.

Обучение замещающему поведению

Создавайте ситуации, в которых нужно демонстрировать замещающее поведение. Например, если функцией проблемного поведения является получение доступа к любимой игрушке, убедитесь, что ребенок видит игрушку, и дайте ему инструкцию использовать замещающее поведение. На самом начальном этапе обучения детям с ограниченными навыками коммуникации, скорее всего, будут необходимы дополнительные подсказки, такие как физическая подсказка «рука в руке», чтобы показать жест или указать на карточку с изображением. Лучший способ сформировать замещающее поведение — поощрять ребенка каждый раз, когда он использует коммуникацию, чтобы попросить игрушку.

Важно, чтобы проблемное поведение было поставлено на гашение. Другими словами, чтобы с помощью проблемного поведения больше нельзя было получить доступ к любимой игрушке, и только новый навык коммуникации выполнял данную функцию.

Закрепление замещающего поведения

После того, как ребенок начнет использовать коммуникацию регулярно и перестанет демонстрировать проблемное поведение, постепенно уменьшайте поощрение. Это может означать, что ребенок не будет получать любимую игрушку каждый раз, когда он будет её просить, или ему придется дольше ждать. Если уменьшать поощрение слишком быстро, это может привести к тому, что проблемное поведение появится снова.

Литература:

Tiger, Jeffrey H., Hanley, Gregory P., Bruzek, Jennifer  Functional Communication Training: A Review and Practical Guide, Behav Anal Pract. 2008 Spring; 1(1): 16–23; https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2846575/

Перевод – Галина Чернобай