Обучение гибкости
Ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересы или занятия, проявляющиеся, как минимум, двумя из нижеперечисленных способов, в настоящее время или в прошлом:
- Упорное стремление к одинаковости, отсутствие гибкости в соблюдении повседневных действий, или ритуалистичные модели поведения или вербальное/невербальное поведение (например, чрезвычайно сильный стресс при небольших изменениях, трудности с переходами между видами деятельности, жесткие шаблоны мышления, ритуалы приветствия, необходимость ходить одним и тем же маршрутом и есть одну и ту же еду каждый день).
Наличие такой проблемы, как ригидность — это часть одного из диагностических критериев аутизма.
Что такое ригидность? Это негибкость, неспособность спокойно реагировать на изменения или неожиданные события, при этом уровень затруднений может быть разным.
Это то, с чем сталкиваются многие дети, с которыми я работаю. И это то, что негативно сказывается на их жизни. Проблемы с ригидностью, могут влиять на распорядок дня в школе, отношения и социальные связи, домашний быт, переходы между видами деятельности, интеграцию в общество, а также успехи при обучении профессии/трудоустройстве (для детей постарше).
В качестве примеров можно привести:
— нетерпимое отношение к смене учителя;
— трудности с тем, чтобы оставаться спокойным, если что-то ломается, или разряжается, садится батарейка;
— настаивание на одном и том же маршруте, ежедневно, семь дней в неделю;
— трудность с тем, чтобы оставаться спокойным, когда мама или папа проезжают мимо магазина, но не заходят внутрь;
— трудности с засыпанием во время путешествия, далеко от дома, или при изменении рутины отхода ко сну.
Поскольку ригидность является одним из основных признаков аутизма, к лечению или проведению вмешательства следует подходить с осторожностью. Не следует ставить перед собой цель превратить «негибкого» человека в «гибкого». Цель должна заключаться в том, чтобы помочь ребёнку адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, который никогда не будет оставаться неизменным, а также увеличить навыки детей справляться с трудностями, а именно, навык принимать то, что они не в силах контролировать.
Большинство из нас, в той или иной степени — рабы своих привычек. Мы покупаем косметику определенной марки, чистим зубы определенным образом, паркуемся в одном и том же месте, когда ездим на работу, всегда сидим во втором ряду на лекциях в колледже и т. д. По сути, это не проблема, когда человек предпочитает, чтобы его жизнь была однообразной и предсказуемой.
Но.
Это превращается в проблему, когда реакцией на нарушение привычного порядка действий являются: эмоциональный «взрыв», агрессия, самоповреждающее поведение и т. д. Например, есть определённые рестораны, где я заказываю одно и то же каждый раз, когда я туда прихожу. Если однажды я бы пришла, и этих блюд не было бы в наличии, у меня бы это вызвало недовольство и разочарование. Я бы могла даже встать и уйти, чтобы поесть в другом месте. Но я бы не стала опасной для себя и окружающих, и не демонстрировала бы упорно своё недовольство часами или днями.
Как же помочь детям, с которыми мы работаем, и нашим близким людям, спокойно принимать неизбежные перемены в их жизни?
ABA (ПАП) предлагает множество стратегий для обучения гибкости и спокойному отношению к переменам. Давайте обсудим некоторые из них:
- Чему мы будем учить ребёнка взамен? Этот вопрос действительно важен, и он должен быть самым главным. Мы не можем просто разрушить уже сложившиеся паттерны поведения и ритуалы, мы должны сначала определить замещающее их поведение. Оно может заключаться в обучении навыку просьбы («Я хотел красную чашку»), навыку ждать («Мы пойдем в «Уол-Март», но СНАЧАЛА я сделаю остановку у магазина «Вендис»), навыку справляться с гневом и разочарованием («Я понимаю, что ты разозлился. Давай глубоко подышим, хорошо?»), или навыку решения проблем («О нет, батарея планшета разрядилась. Как нам это исправить?»).
- Можем ли мы исключить наличие других глубинных проблем? Нередко аутизм сочетается с другими заболеваниями. У ребенка только «ригидность», или у него также есть ОКР? Или у него есть не выявленное тревожное расстройство?
- Намеренное и последовательное внесение изменений. Я работаю с большим количеством семей, которые пытаются обойти эту проблему, избегая изменений в окружающей среде своего ребенка, они послушно следуют всем ритуалам, и даже специально объезжают стороной общественные места, где у ребенка может начаться нежелательное поведение. Я понимаю, что это кажется простым способом решения проблемы, но, на самом деле, это только её усугубляет. Вести себя так, будто ничего в окружающей среде ребенка никогда не будет меняться – это всё равно, что специально его обманывать. Это не имеет отношения к реальной жизни. Следует помогать ребёнку, целенаправленно вводя небольшие изменения (начните с очень малых изменения), а затем помогая ему принять эти изменения. Кстати, о спокойном отношении…
- Помогите ребёнку разработать «план действий», на случай, когда он чем-то раздражён. Для каждого ребёнка он будет очень индивидуальный, поэтому я не могу дать никаких рецептов. Самое при этом важное – использовать вмешательство, основанное на функциях поведения, чтобы научить ребенка стратегии де-эскалации. Например: когда в школе будет замена одного из учителей, расскажите об этом ребёнку (если это возможно). Поговорите о том, как он/она относится к этому изменению. Посочувствуйте страданиям ребёнка, не преуменьшая их. Включите в список шагов такие действия как: как хождение взад-вперед, сжимание мячика-антистресса, мычание (напевание под нос) и глубокое дыхание с закрытыми глазами. Напомните ребёнку о том, что остается неизменным, и что он может контролировать. Например: «Я понимаю, ты сердишься из-за того, что мистера Уокера сегодня нет. Это огорчает. Давай сделаем перерыв и выйдем в коридор. А когда вернёмся, ты мне скажешь, мы сначала будем писать в журнале или посмотрим папку со словами. Хорошо?».
- В Шаге № 4 я упомянула об «эмпатии». Я понимаю, когда у Вашего ребёнка/клиента/ученика случается эмоциональный «взрыв» из-за передвинутого стула, другой тарелки во время завтрака или сломанной игрушки, это может вызывать сильный стресс и негативные эмоции. Вы, возможно, думаете: «Неужели это настолько важно?» А Вы сами любите перемены? Если честно, большинству из нас не нравятся неожиданные перемены, о которых мы не просили. Мы чувствуем злость и раздражение. Так что, даже если Вы не можете понять силу эмоционального «взрыва», вы можете себе представить, что чувствует Ваш ребёнок, верно? Это «представление» и есть эмпатия. Поставьте себя на место ребёнка и отнеситесь к нему так, как хотели бы, чтобы отнеслись к вам, если бы Вы были сильно расстроены и взволнованы.
Также на нашем YouTube канале есть запись прямого эфира, посвященная данной теме — «Работа с ритуалами».
Оригинальная статья — https://www.iloveaba.com/2021/04/teaching-flexibility.html?m=1#more
Источник: www.CDC.gov
Переводчик — Галина Чернобай.