Вопрос родителя:
«Моему сыну 6 лет, и ему поставили диагноз РАС. После 2 лет занятий, он научился сам здороваться с людьми с помощью зрительного контакта. Тем не менее, он продолжает трясти головой, хлопать в ладоши и т.д. И это поведение самостимуляции заставляет меня чувствовать себя неловко, когда мы находимся в публичных местах.
Что я могу ещё сделать помимо того, что кричать на него, чтобы он перестал этим заниматься?»
Поведение самостимуляции и что с ним делать является обычным вопросом родителей, и он часто становится всё более актуальным по мере взросления ребенка. Как правило, пока ребенок маленький, этому могут не придавать большого значения. Но когда ребенок становится старше, поведение самостимуляции ясно указывает на диагноз РАС, и это может привести к социальной изоляции.
Важно понять причины такого поведения, которое может показаться странным и необычным. На самом деле, у всех нас есть самостимуляции! Мы трогаем волосы, стучим ногами, поджимаем пальцы ног, жуем жевательную резинку и т.д. Основная причина заключается в том, что это приносит нам удовольствие! Такое поведение помогает нам скоротать время и занять органы чувств, когда нам скучно. Оно также приносит нам некоторое облегчение, когда мы чувствуем стресс, поскольку это даёт возможность освободиться от негативных эмоций, с ним связанных.
Для многих детей с РАС это то же самое. У них может быть низкий уровень навыков свободного времяпрепровождения, и не очень хорошие социальные навыки, но у них есть много часов в день, в течение которых они ничем не заняты. Вы часто можете увидеть детей с РАС, которые в свободное время занимаются самостимуляцией, чтобы просто провести время
Важное отличие состоит в том, что большинство обычно развивающихся людей сами регулируют самостимуляции так, чтобы они не мешали обучению, и они контролируют интенсивность, чтобы это поведение не слишком выделялось на общем фоне. Это контролируется желанием не выглядеть странно.
В случае детей с РАС, они могут либо не понимать правила социума настолько хорошо, либо им всё равно, что другие о них подумают. В результате, поведение самостимуляции у них может происходить с большей интенсивностью и более регулярно.
Есть много способов решить эту проблему. Во-первых, мы считаем, что поведение самостимулиции не является необходимостью. Некоторые люди рассматривают самостимулиции, как нечто необходимое, но мы не думаем, что это так. Если бы вы увидели, как кто-то слишком часто ест шоколадные торты, вы бы вряд ли пришли к выводу, что раз он так часто ест торт, то значит ему это жизненно необходимо. Мы будем рассматривать самостимуляции в большей степени как желание и предпочтение (что-то, что дети любят делать) и иногда как механизм преодоления стресса.
Ниже приведены некоторые рекомендации для работы с поведением самостимуляции, когда оно выполняет функцию провести время приятно или просто занять себя чем-то:
- Крайне важно обучать и развивать навыки, заменяющие данное поведение. Навыки игры и отдыха очень важны и часто упускаются из виду, а выбор делается в пользу когнитивных и речевых навыков. Хорошие навыки игры необходимы, чтобы научить детей занимать себя конструктивно. Отличный подход к решению этой проблемы — разбивать игровые и развлекательные навыки на небольшие части и учить шаг за шагом.
- Научить ребенка выполнять рутинные ежедневные занятия и другие задания. В зависимости от возраста детей, важно также, чтобы они не только играл, но и занимались повседневными делами и выполняли ежедневные обязанностями, которыми они также могут конструктивно занять своё время.
- После того, как вы научили ребенка чему-нибудь из выше перечисленного, вы можете начать вмешиваться в самостимулирующее поведение, останавливая его и перенаправляя на игру или какую-то задачу.
- Ободрять, хвалить и подкреплять отсутствие поведения, а также, что более важно, моменты, когда ребенок занимает своё время конструктивным образом. Вам могут понадобиться некоторые более специальные программы поведенческого анализа, о которых мы поговорим в следующих статьях. Они могут оказаться более точными, но для их реализации может потребоваться дополнительная подготовка.
Опять же, не бойтесь вмешиваться в поведение самостимуляции. Это не принесёт вреда и не приведёт к возникновению каких-либо проблем. На самом деле, чем больше ребенок занимается самостимуляцией, тем ситуация становится серьёзнее с течением времени. Часто это не то поведение, которое ребенок сам перерастёт, если не будет проведено никакого вмешательства. Однако, очень важно, чтобы вы не ограничивались тем, чтобы просто запрещать поведение самостимуляции. Вам необходимо направить ребёнка и научить заниматься чем-нибудь ещё. Это самое главное!
Когда речь идет о более тревожном ребенке, или если самостимуляция – это способ снять стресс для ребенка, это более сложная задача. И мы рассмотрим этот случай и посоветуем другие планы действий в наших следующих статьях.
Автор рекомендаций — Toby Mountjoy, BCBA, директор Autism Partnership HongKong.