Исследования подтверждают мнение о том, что учебные планы следует разрабатывать таким образом, чтобы дети принимали в них активное участие, а также была возможность связать эти планы с повседневной жизнью детей и оказывать положительное влияние на уровень их мотивации. (Coleman, 2001; Guild, 2001; Hall, 2002; Sizer, 1999; Strong et al. , 2001).
Наиболее эффективное обучение социальным навыкам и пониманию эмоций (Social and Emotional Learning, сокращенно SEL), как и создание соответствующей среды, требует стратегического и системного подхода, в котором участвуют все заинтересованные стороны: районные чиновники, педагоги, специалисты, работающие с ребенком, и родители. Такой совместный подход обеспечивает детям именно ту поддержку, которая им необходима.
Ниже приведены шесть стратегий системного подхода к SEL.
Практика
Обеспечьте детям возможность отрабатывать навыки в безопасной обстановке (например, ролевые игры со взрослыми или сверстниками, ролевые игры с игрушками, выдуманный персонаж или герой в качестве примера для подражания, использование видеозаписей для моделирования ситуаций).
Визуальные подсказки:
- Придумайте визуальные напоминания для того поведения, за которым должен следить ребенок, и используйте эти напоминания.
- Положите визуальную подсказку на стол (прикрепите на доску) и обратите внимание ребенка на подсказку, перед тем как начать занятия по самоконтролю.
Пошаговое обучение:
- Научите детей наблюдать за поведением другого человека. Например, вы можете показать вашему ученику, как отмечать число раз, когда другой ребёнок сказал сверстникам комплемент/похвалил их.
- Когда другой ребёнок скажет добрые слова, спросите ученика, имело ли место целевое поведение, нужно ли его отметить или нет.
- Предоставьте возможность ребенку несколько раз попрактиковаться, после чего уберите подсказку: больше не спрашивайте, было целевое поведение или нет.
- Когда ребенок научится следить за поведением другого человека, попросите его понаблюдать за собственными реакциями в той же ситуации.
- Давайте ребенку подсказки по мере необходимости до тех пор, пока он не начнет сам контролировать свое поведение.
- Научите ребенка следить за несколькими разными поведениями одновременно. Например, если ребенку нужно поработать над внимательностью, то вы можете во время обучающей сессии позвонить в звонок. И если ребенок смотрел на вас, когда звонок прозвенел, это может служить для него напоминанием, что нужно поставить отметку в чек-листе самоконтроля.
Использование системы поощрений
- Используйте систему поощрений, чтобы подкрепить контроль над целевым поведением.
- Заранее определите уровень самоконтроля и подкрепляйте ученика, когда у него получается проконтролировать целевое поведение.
- Добавьте поощрения за уменьшение нежелательного поведения
- Кроме того, обеспечьте более качественное поощрение за увеличение числа желаемых ответов.
- Специалист следит за тем, чтобы ребенок точно выполнял задание, связанное с самоконтролем.
Чек-листы для самоконтроля
- Выдайте детям чек-листы для самоконтроля, чтобы отслеживать, когда происходит целевое поведение. Например, вы можете выдать им бланк с квадратиками для отметок, чтобы наблюдать за одним поведением, параметры которого вы хотите увеличить.
- Выдайте чек-листы для самоконтроля, где учащиеся ставят отметку каждый раз, когда они проявляют разные виды поведения, частоту которых необходимо увеличить.
- Выдайте детям чек-листы, для того, чтобы они одновременно следили как за желательным, так и за своим нежелательным поведением, которое им нужно уменьшить.
Отработка навыка в группе сверстников
- Отработайте с ребенком навыки самоконтроля целевого поведения при участии взрослого.
- Когда учащийся сможет самостоятельно контролировать поведение в компании взрослых, попросите его следить за тем же поведением в присутствии одного или двух сверстников.
- Когда ученик демонстрирует целевое поведение, подскажите ему, что нужно зафиксировать факт правильной ответной реакции. Например, в первое время вы можете подсказывать ребёнку на окошечко для отметки указательным жестом, а потом постепенно снизить и убрать подсказку.
- Обеспечьте ребенку возможности для практики навыка в присутствии сверстников, пока он не сможет контролировать своё поведение самостоятельно.
Источник: ссылка на оригинальную статью
Автор статьи: Дженифер Вилкенс МА, ВСВА