Исследования подтверждают мнение о том, что учебные планы следует разрабатывать таким образом, чтобы дети принимали в них активное участие, а также была возможность связать эти планы с повседневной жизнью детей и оказывать положительное влияние на уровень их мотивации. (Coleman, 2001; Guild, 2001; Hall, 2002; Sizer, 1999; Strong et al. , 2001).
Наиболее эффективное обучение социальным навыкам и пониманию эмоций (Social and Emotional Learning, сокращенно SEL), как и создание соответствующей среды, требует стратегического и системного подхода, в котором участвуют все заинтересованные стороны: районные чиновники, педагоги, специалисты, работающие с ребенком, и родители. Такой совместный подход обеспечивает детям именно ту поддержку, которая им необходима.
Ниже приведены шесть стратегий системного подхода к SEL.
Практика
Обеспечьте детям возможность отрабатывать навыки в безопасной обстановке (например, ролевые игры со взрослыми или сверстниками, ролевые игры с игрушками, выдуманный персонаж или герой в качестве примера для подражания, использование видеозаписей для моделирования ситуаций).
Визуальные подсказки:
Придумайте визуальные напоминания для того поведения, за которым должен следить ребенок, и используйте эти напоминания.
Положите визуальную подсказку на стол (прикрепите на доску) и обратите внимание ребенка на подсказку, перед тем как начать занятия по самоконтролю.
Пошаговое обучение:
Научите детей наблюдать за поведением другого человека. Например, вы можете показать вашему ученику, как отмечать число раз, когда другой ребёнок сказал сверстникам комплемент/похвалил их.
Когда другой ребёнок скажет добрые слова, спросите ученика, имело ли место целевое поведение, нужно ли его отметить или нет.
Предоставьте возможность ребенку несколько раз попрактиковаться, после чего уберите подсказку: больше не спрашивайте, было целевое поведение или нет.
Когда ребенок научится следить за поведением другого человека, попросите его понаблюдать за собственными реакциями в той же ситуации.
Давайте ребенку подсказки по мере необходимости до тех пор, пока он не начнет сам контролировать свое поведение.
Научите ребенка следить за несколькими разными поведениями одновременно. Например, если ребенку нужно поработать над внимательностью, то вы можете во время обучающей сессии позвонить в звонок. И если ребенок смотрел на вас, когда звонок прозвенел, это может служить для него напоминанием, что нужно поставить отметку в чек-листе самоконтроля.
Использование системы поощрений
Используйте систему поощрений, чтобы подкрепить контроль над целевым поведением.
Заранее определите уровень самоконтроля и подкрепляйте ученика, когда у него получается проконтролировать целевое поведение.
Добавьте поощрения за уменьшение нежелательного поведения
Кроме того, обеспечьте более качественное поощрение за увеличение числа желаемых ответов.
Специалист следит за тем, чтобы ребенок точно выполнял задание, связанное с самоконтролем.
Чек-листы для самоконтроля
Выдайте детям чек-листы для самоконтроля, чтобы отслеживать, когда происходит целевое поведение. Например, вы можете выдать им бланк с квадратиками для отметок, чтобы наблюдать за одним поведением, параметры которого вы хотите увеличить.
Выдайте чек-листы для самоконтроля, где учащиеся ставят отметку каждый раз, когда они проявляют разные виды поведения, частоту которых необходимо увеличить.
Выдайте детям чек-листы, для того, чтобы они одновременно следили как за желательным, так и за своим нежелательным поведением, которое им нужно уменьшить.
Отработка навыка в группе сверстников
Отработайте с ребенком навыки самоконтроля целевого поведения при участии взрослого.
Когда учащийся сможет самостоятельно контролировать поведение в компании взрослых, попросите его следить за тем же поведением в присутствии одного или двух сверстников.
Когда ученик демонстрирует целевое поведение, подскажите ему, что нужно зафиксировать факт правильной ответной реакции. Например, в первое время вы можете подсказывать ребёнку на окошечко для отметки указательным жестом, а потом постепенно снизить и убрать подсказку.
Обеспечьте ребенку возможности для практики навыка в присутствии сверстников, пока он не сможет контролировать своё поведение самостоятельно.