Сохранение навыков

Прогресс моего сына по программам часто можно назвать феноменальным. Он быстро осваивает новые навыки, но, кажется, теряет те навыки, что у него уже есть. У нас такое ощущение, что мы ходим по кругу. Помогите!

Отвечает Бобби Ньюман, PhD, BCBA:

К сожалению, такая сложность возникает часто. Хорошая новость заключается в том, что данную проблему можно решить. Плохая новость — это означает, что необходимо серьезно проанализировать, как именно Вы учите, и, скорее всего, внести ряд изменений. Давайте сначала опишем простым языком некоторые термины:

  1. Приобретение: процесс обучения новому навыку или концепции.
  2. Генерализация стимула: обучение применению навыка в разных условиях.
  3. Устойчивость (прим. переводчика ранее использовался термин Поддержание): последующее применение навыка после того, как период формального интенсивного обучения уже закончился.

Согласно Вашему рассказу, сын хорошо справляется с этапом освоения навыков. Но на самом ли деле он приобретает определенные навыки?  Часто бывает,  что обучение новому навыку проводят в слишком узких рамках. Например, в случае программы «поведение слушателя» (понимание речи на слух), всегда ли Вы или терапист говорите «дотронься», вместо того чтобы сказать «дай мне», «покажи пальцем», «покажи мне» или что-нибудь другое? Всегда ли Вы используете одни и те же стимулы (например, цветной картон в задании на различение цветов)? Если мы всегда используем только карточки из цветного картона, ребенку будет сложно, когда мы его, например, попросим назвать цвет игрушечной машинки. Если он всегда слышит вопрос «Как тебя зовут?», будет не удивительно, если он не сможет ответить на вопрос «Какое у тебя имя?». Обучение должно быть четко структурированным, но не ограниченным настолько, чтобы обобщение стало невозможным. Такой подход иногда называют «естественным обучением» («loose teaching»). И как бы просто это ни звучало, на практике это может оказаться очень сложным: большинству людей необходимо специально учиться, чтобы проводить занятия в более естественной форме. Но это стоит затраченных усилий. Вы получаете навык, которому учите.

Каким же тогда образом можно способствовать процессу генерализации?

По сути, мы применяем принцип преподавания «Доктора Сьюза», учить лису в коробке и мышку в доме  (прим. переводчика: игра слов, на русском языке этот пример хорошо иллюстрирует стихотворение К.Чуковского:

«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане»).

Учите в разной обстановке. Используйте разные формулировки, чтобы убедиться, что вы используете фразы, которые обычно говорят во время общения (например, «привет», «здравствуй», «как поживаешь?»). Отрабатывайте навык, когда Вы в очках и без очков. Утром и вечером, дома и в машине. В рамках некоторых программ и научных направлений отдают предпочтение подходу, когда тренинг по генерализации начинают проводить с самого начала, варьируя инструкции и стимулы. Другие же сначала используют точные и одинаковые формулировки и стимулы, достигают критерия мастерства, и затем меняют условия. У обоих подходов есть свои сторонники. Используя стратегию с более ограниченным набором стимулов, Вы, возможно, увидите более быстрое освоение навыка, но затем Вам понадобится очень интенсивная программа для его генерализации. Если вы с самого начала меняете стимулы, вы, вероятно, увидите более медленное приобретение навыка, но получите выгоду в виде более легкого процесса обобщения. Я лично предпочитаю работать над генерализацией навыка с самого начала.

Для того чтобы сформировать устойчивый навык, Вам необходимо следовать тому же плану. Помните о том, что при работе с детьми с аутизмом, мы должны осознанно составлять план, чтобы помочь им с освоением, генерализацией и устойчивым применением навыков. Если Вы хотите и дальше видеть, как ребёнок пользуется навыком – его нужно практиковать. Слишком много программ делают упор на практику, соответствующую только текущему этапу программы, и  забывают про  ранее изученные этапы. Меня учили, что каждая обучающая сессия состоит из блока с новым этапом программы и блока с освоенными этапами. Даже после того, как программа полностью изучена, мы периодически возвращаемся к ней с целью практической отработки или включаем навык в новые занятия/игры (например, включаем уже выученные части тела в игру «Саймон говорит»).

Также помните о том, что Вам нужно работать не только над ответными реакциями, но и над пониманием концепций. Например, когда вы делаете задание на различение частей тела, не просите ребенка каждый раз прикоснуться к его собственному носу. Попросите его коснуться своего носа, Вашего носа, носа куклы, носа мягкой игрушки в виде животного и т. д. Мы хотим, чтобы Ваш сын понимал, что такое нос, а не просто думал, что выпуклость на его лице называется «носом».

Источник: оригинал статьи

Переводчик — Галина Чернобай.