Фраза, которая может облегчить процесс воспитания детей.
Родитель пишет:
«Дорогие Behviour BFF, я пытаюсь оставаться позитивной и ладить со своим ребенком. Но вместо этого, я замечаю, что постоянно кричу и ворчу на ребенка. Я не думаю, что он слушает хоть что-нибудь из того, что я говорю, независимо от того, хорошее это или плохое. Помогите! Я чувствую себя сумасшедшей, разговаривающей со стенкой. Как мне стать более позитивной и приучить его слушать?!»
Я расскажу Вам небольшую историю, которая иллюстрирует происходящее.
Я как попугай повторяю любимой дочери, что она «Молодец». Но почему она «молодец»? Имеет ли она хоть какое-то представление о том, за что я её хвалю?
Вот пример из жизни: Мы сидим за обеденным столом, моя дочь, которой 20 месяцев, сидит на своём высоком стульчике, в нагруднике, её тарелочка стоит на своём месте на столешнице, и она ест порезанное манго с помощью вилки для малышей. Я говорю ей «Молодец», и она отвечает мне: «Молодец.» Почему она молодец?
Я могла похвалить её за любое из ниже перечисленного:
- за сидение на высоком стульчике;
- за то, что она не стягивает с себя нагрудник;
- за то, что она не кидается едой в собаку;
- за то, что она отвечает на вопросы, когда мы её спрашиваем о чём-то время обеда;
- за то, что она правильно держит вилку;
- за то, что она не размахивает вилкой и не играется с ней;
- за то, что она самостоятельно накалывает еду на вилку, и никто ей не помогает;
- за то, что она кладёт еду себе в рот;
- за то, что она, в принципе, ест манго;
- за то, что она не кричит и не плачет;
- за то, что она не пытается развязать бантик у себя в волосах.
Стоит ли продолжать?
Если мы хотим увидеть увеличение случаев желательного поведения, мы хотим предоставить положительное подкрепление. По определению, положительное подкрепление – это то, что дают непосредственно сразу после то, как произошло поведение и то, что приводит к увеличению частоты этого поведения в будущем.
В примере, приведенном выше, частоту какого поведения я хочу увеличить в будущем? Как моя дочь может узнать об этом и связать поощрение именно с этим поведением?
Решение: похвала, которая оценивает конкретное поведение. Для того, чтобы ваши слова похвалы начали работать для Вас и для Вашего ребенка, скажите ему, за что Вы его хвалите. «Молодец! Ты очень хорошо держишь вилку!» — приведет к тому, что ребенок будет хорошо держать вилку снова и снова.
Вот ещё несколько шаблонов фраз, которые можно попробовать использовать:
- «Мне нравится, как ты…»
- «Молодец, что ты….»
- «Ух ты! Как ты…»
- «Спасибо тебе, что ты…»
- «Ты очень хорошо…»
- «Ты очень круто/здорово …»
- «Ты …., ты супер! (показать большой палец вверх)»
Список можно продолжить. Наиболее важная часть – это пропуски. Заполните пропуски, написав то поведение, которое вы хотели бы похвалить (и видеть почаще в будущем). Увеличение желательного поведения – то, что нужно для обеих сторон! И это один из простых способов его достичь.
Эта стратегия уже давно используется учителями в школе и была исследована. Родители тоже могут применять её дома, чтобы увидеть увеличение частоты желаемого поведения! Я как-то слушала доклад специалиста по воспитанию (не поведенческого аналитика), которая сказала: «Хвалите за то, за что вы даёте приз.» Я более чем согласна с ней! Используйте фразы, описывающие поведение, и говорите своим детям, за что Вы их хвалите! Возможно, они даже будут слушать!
Автор статьи: Леанна Пейдж, Магистр педагогических наук, BCBA
Источник: ссылка на оригинальную статью
Перевод Галина Чернобай