Обзор научно обоснованных методов вмешательства для детей, подростков и молодых людей с аутизмом

Возможно, у Вас когда-либо возникал вопрос: что означает словосочетание «научно обоснованные методы вмешательства», и какие методы вмешательства для людей с РАС, на сегодняшний день, считаются «научно обоснованными»?

Если объяснять «на пальцах», то для научно обоснованного метода вмешательства Вы всегда можете найти данные научных исследований, которым можно доверять, и которые доказывают эффективность этого метода. Первым идею, что врачам при выборе медицинского вмешательства нужно, прежде всего, опираться на его научную доказательность предложил Арчибальд Кокрейн в1972 году. В настоящее время такой подход к выбору практик применяется не только в медицине, но и в области образования, психологии и других социальных услуг.

В январе 2021 года в журнале Journal of Autism and Developmental Disorders были опубликованы результаты систематического обзора научных статей, целью которого было обновление списка научно обоснованных методов вмешательства для детей, подростков и молодых людей с РАС. В общей сложности авторы обзора отобрали и проанализировали 972 статьи, опубликованные в англоязычных рецензируемых журналах с 1990 по 2017 год и соответствующие строгим критериям отбора. Работу провела команда научных сотрудников «Института детского развития им. Фрэнка Портера Грэма» при Университете Северной Каролины в рамках проекта«National Clearinghouse on Autism Evidence and Practice» (NCAEP). Полный отчёт на английском языке с подробным описанием этапов можно скачать по ссылке.

Они составили список из 28 научно обоснованных методов сфокусированного вмешательства для детей, подростков и молодых людей с РАС в возрасте от 0 до 22 лет. В него вошли как методы, признанные научно обоснованными на основании последнего отчёта, так и методы из предыдущего обзора научно обоснованных практик Wong et al. 2015 года. Термин«сфокусированное вмешательство» означает, что вмешательство применяют для решения одной проблемы или достижения конкретной цели, в отличие от «комплексного вмешательства», которое представляет из себя набор практик (например, Денверская модель, или UCLA). Однако, используя информацию об эффективных сфокусированных вмешательствах в качестве ориентира, специалисты могут составить комплексную программу помощи ребёнку с РАС, которая может быть направлена на решение проблем и удовлетворение потребностей в разных областях. Ниже Вы можете найти некоторые подробности, комментарии и ссылки на материалы по данному обзору на русском языке.

Авторы начали своё исследование с поиска научных статей за 2012 — 2017 годы, и целью было обновить информацию предыдущего обзора Wong et al. 2015 года, в который вошли статьи, опубликованные с 1990 по 2011 год, включительно. Отбор статей проходил в несколько этапов, в том числе, с привлечением «внешних» экспертов. И, как уже было упомянуто выше, все статьи былине один раз проверены на соответствие целому ряду строгих критериев. Из 31 779 статей, которые выдал поиск по 9 базам данных, только 567 статей соответствовали всем критериям отбора. Затем их объединили с 427 исследованиями из обзора Wong et al., в результате, получился общий список из 972 статей.

В обзор вошли только научные статьи, в которых были данные об исследованиях эффективности сфокусированных вмешательств. При этом вмешательства по своей сути должны были быть поведенческими, развивающими и/или образовательными, и такими, чтобы их можно было применять в обычных домашних условиях, общественных местах, клиниках и образовательных учреждениях. И для этого не требовалось узкоспециализированное оборудование или участие специально обученного медицинского персонала, которые достаточно сложно обеспечить в перечисленных условиях.

Авторы также проверили статьи на соответствие критериям в отношении способов проведения и результатов научных исследований. Данные о результатах вмешательства должны были иметь отношение к изменениям в поведении, развитию или обучению, и быть представленными в соответствующей форме. Например, это могли быть данные из опросников для родителей/учителей, результаты прямого наблюдения за конкретными поведениями или оценки интеллектуальных способностей/навыков с использованием стандартизованных методик(например, теста на невербальный IQ или методик оценки уровня развития). При этом изменения хотя бы одного зависимого показателя должны были указывать на положительный эффект вмешательства.

Хотя возраст участников варьировался от 0 до 22 лет, больше всего исследований было проведено с участием детей дошкольного и младшего школьного возраста. У всех участников было выявлено одно из перечисленных состояний: расстройство аутистического спектра (РАС, ASD),аутизм, синдром Аспергера, общее расстройство развития, общее расстройство развития неуточнённое (PDD-NOS) или высокофункциональный аутизм (HFA). У некоторых участников были также сопутствующие заболевания, например, умственная отсталость.

После того, как авторы сравнили и проанализировали данные отобранных статей, они выделили 28 научно обоснованных методов вмешательства. Причём, им пришлось пересмотреть классификацию и принципы объединения вмешательств в группы, по сравнению с предыдущим обзором Wong et al. за 2015 год.

Так, «Коммуникационная система обмена изображениями» (PECS), была включена в новую группу вмешательств «Альтернативная и дополнительная (аугментативная) коммуникация»(Augmentative and Alternative Communication, ААС). А метод обучения основным реакциям (PRT) — в группу натуралистических вмешательств (Naturalistic Intervention, NI). Метод «Социальные истории», разработанный Кэрол Грей, согласно новой классификации, также входит в более широкую группу, которая называется «Социальные рассказы» (Social Narratives, SN). Данная группа включает все вмешательства, в рамках которых описывают разные социальные ситуации с целью акцентировать внимание на важных элементах целевого поведения или навыка, а также предложить примеры приемлемых ответных реакций (действий).

Следует отметить, что, несмотря на соответствие метода PECS, метода PRT и «Социальных историй» описаниям групп новой классификации, каждый из этих методов имеет солидную доказательную базу и своё широко известное название, и может сам по себе считаться научно обоснованной практикой. И причина, почему авторы обзора всё-таки включили их в другие группы, заключается в том, что они хотели подчеркнуть факт использования конкретного подхода. В обзоре такие методы имеют специальное общее название «Manualized Interventions Meeting Criteria»(MIMCs). Их всего десять, включая вышеупомянутые три. Сочетание «manualized interventions»(«мануализированные вмешательства») означает, что эти вмешательства проводятся либо в соответствии со специальными руководствами (мануалами), которые обеспечивают единообразие процедур применения данного вмешательства разными специалистами, в разных условиях, для разных клиентов, либо с использованием специально разработанного программного обеспечения.

Помимо «Альтернативной и дополнительной (аугментативной) коммуникации» (ААС) в обзоре перечислены ещё четыре новых группы научно обоснованных вмешательств:

  • Вмешательство, основанное на использовании поведенческого импульса (BehavioralMomentum Intervention, BMI);
  • Прямое обучение (Direct Instruction, DI);
  • Сенсорная интеграция (Sensory Integration®, SI), а конкретно: модель вмешательства, разработанная Э. Джин Айрес (2005 г.);
  • Вмешательство, опосредованное музыкой (Music-Mediated Intervention, MMI). Согласно определению, это метод вмешательства, включающий песни, мелодическое интонирование и/или ритм в качестве вспомогательных средств, обеспечивающих эффективное обучение навыкам/поведениям. Эта группа включает музыкальную терапию, а также другие вмешательства, в рамках которых музыка используется при работе над целевыми навыками.

Кроме того, использование сценариев действий (Scripting) отнесли к группе способов визуальной поддержки (Visual Supports, VS). Сверстнико-опосредованное вмешательство (Peer-Mediated Intervention, PMI) объединили с обучением и структурированной игрой в группах(Instruction and Structured Play Groups). Теперь всё это вместе — «Обучение и вмешательство, проводимое с помощью сверстников» (Peer-Based Instruction and Intervention, PBII). Когнитивно-поведенческие и когнитивно-обучающие стратегии тоже объединили в одну группу (CognitiveBehavioral/ Instructional Strategies, CBIS). Вмешательства, в рамках которых применяют физическую нагрузку, определенные моторные навыки/техники или «осознанное движение» для работы над целевыми навыками и поведениями, теперь относятся к группе «Физические упражнения идвижение» (Exercise and Movement, EXM).

Названия всех практик переведены на русский язык и доступны по ссылке ниже.

Определения научно-обоснованных методов

Авторы обзора также проанализировали, для каких возрастных категорий и решения каких проблем была доказана эффективность того или иного метода. Таблицу с полученными результатами, переведенную на русский язык, также можно скачать по ссылке ниже.

Таблица

Большинство научно обоснованных методов вмешательства оказались эффективными для трёх и более возрастных групп. И для каждого из них были получены положительные результаты в нескольких разных областях (как правило, от 4 до 11), включая: управление нежелательным поведением, психическое здоровье, академические навыки, навыки готовности к школе, адаптивные навыки/навыки самопомощи, когнитивные способности, коммуникацию, разделённое внимание, моторные навыки, навыки игры, социальные навыки, самоопределение и профессиональные навыки.

Результаты обучения

Вы также можете почитать интервью с Сэмюэлем Одомом, психологом и одним из авторов «Отчета о научно обоснованных практиках», и найти ответы на другие свои вопросы по данной теме. Интервью опубликовано на русском языке, на сайте фонда «Выход» по ссылке.

Литература:

  1. Hume, K.,Steinbrenner, J.R., Odom, S.L. et al. (2021). Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism: Third Generation Review. Journal of Autism and Developmental Disorders. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04844-2
  2. Wong, C., Odom, S. L., Hume, K. A., Cox, A. W., Fettig, A., Kucharczyk, S., et al. (2015). Evidence-based practices for children, youth, and young adults with autism spectrum disorder: A comprehensive review. Journal of Autism and Developmental Disorders, 45(7), 1951–1966. https://doi.org/10.1007/s10803-014-2351-z