Каковы диагностические критерии DSM-5 для аутизма
В 2013 году Американская психиатрическая ассоциация выпустила пятое издание своего Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).
DSM-5 теперь является стандартным справочником, который медицинские работники используют для диагностики психических и поведенческих расстройств, включая аутизм.
По специальному разрешению Американской психиатрической ассоциации вы можете прочитать полный текст новых диагностических критериев для расстройства аутистического спектра и похожего диагноза расстройства социальной коммуникации ниже.
Расстройства аутистического спектра
А. Хронические дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в разных контекстах, в текущий момент или по имеющимся данным проявляющиеся в следующем(примеры являются наглядными, но не исчерпывающими, см. текст):
- Дефициты в социально-эмоциональной реципрокности (взаимности), варьирующиеся, например, от аномального социального подхода и неумения вести обычную беседу, к ограниченной способности делиться интересами, эмоциями или чувствами и до неспособности инициировать социальные взаимодействия и отвечать на них.
- Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом для социального взаимодействия, варьирующиеся, например, от слабо интегрированной вербальной и невербальной коммуникации; к отклонениям в зрительном контакте и языке тела или дефицитам понимания и использования жестов, и до полного отсутствия мимики и невербальной коммуникации.
- Дефициты в развитии, поддержании и понимании отношений между людьми, варьирующиеся, например, от трудностей с адаптацией поведения, чтобы оно было уместным в различных социальных ситуациях; к трудностям с участием в играх на воображение или в том, чтобы заводить друзей, и до полного отсутствия интереса к сверстникам.
Укажите текущую степень тяжести симптомов: тяжесть зависит от нарушений социальной коммуникации и ограниченных повторяющихся паттернов(моделей) поведения. (См. таблицу ниже).
В. Ограниченные, повторяющиеся паттерны(модели) поведения, интересы или занятия, проявляющиеся как минимум двумя из ниже перечисленных способов, в настоящее время или по имеющимся данным (примеры являются наглядными, но не исчерпывающими, см. текст):
- Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, в том числе с использованием объектов или речи (например, простые моторные стереотипии, выстраивание в ряд игрушек или переворачивание предметов, эхолалия, идиосинкратические фразы )
- Упорное стремление к одинаковости, отсутствие гибкости в соблюдении рутин(повседневных действий), или ритуализированные модели поведения или вербальное/невербальное поведение (например, чрезвычайно сильный стресс при небольших изменениях, трудности с адаптацией, жесткие шаблоны мышления, ритуалы приветствия, необходимость ходить одним и тем же маршрутом и есть одну и ту же еду каждый день).
- Очень ограниченные интересы и высокая степень зацикленности, ненормальные по своей интенсивности или тому, на что они направлены (например, сильная привязанность или увлеченность необычными предметами, чрезмерно ограниченный или настойчивый интерес к чему-либо).
- Гипер- или гипочувствительность к сенсорным входным сигналам окружающей среды или необычные сенсорные предпочтения (например, кажущееся безразличие к боли / температуре, отрицательная ответная реакция на определенные звуки или текстуры, избыточное обнюхивание или ощупывание предметов, увлеченное наблюдение за тем, как что-то светится или движется).
Укажите текущую степень тяжести симптомов: тяжесть зависит от нарушений социальной коммуникации и ограниченных повторяющихся паттернов(моделей) поведения. (См. таблицу ниже).
C. Симптомы должны присутствовать на ранних стадиях развития (но могут не проявляться в полной мере, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности, и они могут быть замаскированы выученными поведениями в более позднем возрасте).
D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, трудовой или других важных актуальных областях жизнедеятельности.
E. Данные нарушения нельзя объяснить скорее умственной отсталостью (интеллектуальным расстройством развития) или глобальной задержкой развития. Умственная отсталость и аутизм часто сосуществуют; для того, чтобы поставить коморбидный(сопутствующий) диагноз расстройства аутистического спектра при умственной отсталости, уровень социальной коммуникации должен быть ниже ожидаемого общего уровня развития.
Примечание: Люди, которым были четко поставлены диагнозы по DSM-IV аутистическое расстройство, синдром Аспергера или первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, должен быть поставлен диагноз расстройство аутистического спектра. Для людей, у которых есть выраженный дефицит в социальной коммуникации, но чьи симптомы не соответствуют критериям расстройства аутистического спектра, следует провести тест на социальное (прагматическое) коммуникативное расстройство.(проанализировать на наличие социального(прагматического)коммуникативного расстройства)
Укажите (по необходимости):
— с или без сопутствующих умственных нарушений
— с или без сопутствующих нарушений речи
— ассоциировано с известной медицинской или генетической патологией или фактором окружающей среды
(Примечание относительно кода: Используйте дополнительный код(ы), чтобы указать сопутствующие медицинские или генетические патологии)
— ассоциировано с другим расстройством нейро-психического развития, умственными или поведенческим расстройствами.
(Примечание относительно кода: Используйте дополнительный код(ы), чтобы указать сопутствующие расстройства нейро-психического развитии, умственные и поведенческие расстройства)
— с кататонией/
Таблица: Степени тяжести расстройства аутистического спектра.
Тяжесть симптомов | Степень тяжести 3 «нуждается в очень существенной поддержке” | Степень тяжести 2 » Нуждается в существенной поддержке ” | Степень тяжести 1 «нуждается в поддержке” | ||
Социальная коммуникация | Серьезные дефициты вербальных и невербальных навыков социальной коммуникации приводят к серьезным нарушениям функционирования человека, очень ограниченная способность инициировать социальные взаимодействия и минимальная ответная реакция на социальные инициативы других людей. Например, человек с ограниченным развитием речи (небольшое количество слов), который редко инициирует взаимодействие, только когда ему или ей что-то нужно, использует при этом необычные способы достижения целей и отвечает только на прямые социальные обращения | Заметные дефициты в вербальной и невербальной социальной коммуникации; наличие социальных нарушений очевидно даже при наличии поддержки, ограниченная способность инициировать социальные взаимодействия и ограниченные или аномальные ответные реакции на социальные инициативы других людей. Например, человек разговаривает простыми предложениями, его взаимодействия ограничены узким кругом конкретных интересов, и у которого явно нетипичная невербальная коммуникация. | При отсутствии поддержки дефициты в социальной коммуникации приводят к заметным отклонениям. Трудности с инициированием социальных взаимодействий, и очевидные примеры атипичных и неудачных ответов на инициативу других людей. Может проявляться пониженный интерес к социальным взаимодействиям. Например, человек, который может говорить полными предложениями и общается с другими людьми, но который не умеет вести беседу, и попытки которого завести друзей очень странно выглядят и, как правило, заканчиваются неудачей. | ||
Ограниченные повторяющиеся модели (паттерны) поведения | Отсутствие гибкости поведения, чрезвычайно большие трудности с адаптацией к изменениям, или другие ограниченные и повторяющиеся поведения, значительно мешающие функционированию человека во всех областях. Сильный стресс/большие трудности с переключением внимания или с переключением с одной деятельности на другую. | Отсутствие гибкости поведения трудности с адаптацией к изменениям, или другие ограниченные и повторяющиеся поведения, которые проявляются достаточно часто, чтобы наблюдатель их заметил, и мешают функционированию человека в разных ситуациях. Сильный стресс/большие трудности с переключением внимания или с переключением с одной деятельности на другую. | Отсутствие гибкости поведения в значительной степени влияет на функционирование личности в одной или большем количестве ситуаций. Сложности в переключении с одного занятия на другое. Проблемы с организацией и планированием мешают самостоятельности. |
Источник: Ссылка на оригинальную статью