У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто есть дефициты в навыках коммуникации. Некоторые из детей могут быть невербальными, а некоторые дети могут разговаривать, но редко говорят что-то по собственной инициативе. Они могут не задавать вопросов сами или могут не называть что-то. У них также могут быть сложности с тем, чтобы использовать речь эффективно или в соответствии с обстановкой. Большинство родителей испытывают стресс, когда сталкиваются с подобными ситуациями. Чтобы улучшить навык Вашего ребенка говорить спонтанно, Вы можете создавать условия, чтобы ребенок проявлял инициативу в общении, используя метод, который называется «Коммуникативный соблазн» («Communication Temptations»).
Что такое «Коммуникативный соблазн»
Словосочетание «коммуникативный соблазн» означает именно то, что заложено в данной формулировке: мы организовываем среду вокруг ребенка таким образом, чтобы у него возникло желание с нами пообщаться. Ребенок с большей вероятностью будет использовать коммуникацию, если у него будут на это причины.
Описанные Wetherby & Prizant (1989) «коммуникативные соблазны» используют для того, чтобы сделать процесс коммуникации веселым для ребенка, и ему захотелось больше общаться. Этот метод также позволяет показать детям «силу» коммуникации и увеличить количество случаев использования спонтанной речи. Кроме того, этот метод может помочь детям использовать речь в соответствии с ситуацией.
Ниже перечислены несколько видов коммуникации:
- Запросы (например, «Я хочу съесть яблоко»);
- Умение задавать вопросы (например, «Где футбольный мяч?»);
- Комментирование (например, «Поезд так быстро едет!»/ «Там самолет!»);
- Указания/инструкции (например, «Посади слона в самолет»);
- Передача информации (например, «Мама с папой вчера водили меня в Диснейленд»);
- Отстаивание своих прав (например, «Это моё»! /«Не забирай»!).
Запрос часто является самой простой формой коммуникации для детей с РАС. И вот несколько шагов, чтобы научить вашего ребенка делать запрос с целью получить конкретную вещь.
1. Определение цели
а. В самом начале мы выбираем цели: предметы, которые ребенок будет просить (его любимая еда или игрушки). Если Ваш ребенок любит машинки, «машина» (прим. пер. по-английски «car» — один слог) может быть целевым словом.
б. Если ребенок умеет говорить отдельные слова, Вы можете удлинять предложения, которые он произносит (например, «я хочу машину», «я хочу поиграть с машиной»).
в. Если ребенок умеет делать запросы, Вы можете научить его задавать вопросы: «Могу я поиграть с машиной»?
Выбирайте цели на основании потребностей Вашего ребенка.
Опять же, Вам нужно выбрать такие целевые слова/фразы, чтобы у него была мотивация использовать речь и делать запросы. В противном случае ребенок может не начать говорить спонтанно или может стать зависимым от Вашей помощи или подсказок.
2. Создание условий
а. Выберите занятие, связанное с целевыми словами/фразами (например, если Ваш ребенок любит игрушечные поезда, вы можете вместе строить железную дорогу).
б. Создайте весёлую атмосферу, чтобы повысить мотивацию ребенка играть с игрушками, и позвольте ребенку радоваться и наслаждаться процессом (например, Вы можете катать поезд по рельсам, и вместе имитировать звук поезда) Когда Вы видите, что ребенок хочет дотянуться до поезда, Вы можете взять игрушку, слегка отодвинуть руку с игрушкой и обучить ребенка делать запрос. Например, «поезд» или «я хочу поезд».
в. Если ребенок умеет делать запросы, вы можете попросить его задавать вопросы. Например: «Можно, я возьму поезд»?
Опять же, Вам нужно выбрать такие целевые слова/фразы, чтобы у ребенка была мотивация использовать речь и делать запросы. В противном случае ребенок может не начать говорить спонтанно или может стать зависимым от Вашей помощи или подсказок.
3. Понимание «силы» коммуникации
Если ребенок не знает, как произнести целевое слово, тогда нам нужно дать моделирующую подсказку, а также дать ему время, чтобы у него сформировалась связь между звучащим словом и реальным предметом. Произнесите слово или фразу, которую вы хотите, чтобы ребенок повторил, в качестве моделирующей подсказки, и дайте ребенку предмет. Для данной процедуры очень важно всё делать в нужный момент: после того, как вы дали моделирующую подсказку, нужно немедленно предоставить доступ к предмету. В противном случае, у ребенка может не сформироваться связь между звучанием слова и реальным предметом.
После нескольких блоков со свободным доступом к предмету и моделирующей подсказкой, мы можем начать требовать, чтобы ребенок повторил то, что мы сказали. Если он пытается схватить предмет, мы крепко держим предмет и даем моделирующую подсказку. Затем делаем паузу и ждем, пока ребенок повторит слово. После того, как он произносит слово, мы тут же отдаем предмет и еще раз четко произносим слово, которое мы хотим от него услышать.
Например, Ваше целевое слово — «машина».
а. Поиграйте с машинкой вместе с ребенком, когда он захочет взять машинку, возьмите её в свою руку и скажите: «Машина».
б. Затем сделайте паузу и подождите, пока ребенок скажет: «Машина». (Примечание: Не страшно, если он произносит неправильные звуки. У нас сейчас основная задача – сделать так, чтобы он начал разговаривать спонтанно).
в. После того, как он произнес слово, мы второй раз отчетливо произносим: «Машина».
Помните, что повторное четкое произнесение слова – это важно, потому что ребенок слышит слова, которые ему нужно произнести. Более того, мы не даем никакой негативной обратной связи, если ребенок не может повторить в точности, что мы хотим от него услышать. Иначе мы можем тем самым уменьшить мотивацию ребенка и отбить у него желание разговаривать.
4. Постепенное снижение подсказки
После того, как ребенок поймет «силу» коммуникации и начнет повторять целевое слово, мы можем постепенно убрать моделирующую подсказку. Это поможет ребенку начать произносить целевое слово самостоятельно. Старайтесь не задавать слишком много вопросов, например: «Что ты хочешь? Это то, что ты хочешь? Скажи мне!». В противном случае, ребенок будет очень сильно зависеть от вопросов, которые Вы задаете.
5. Практика – это путь к совершенству!
Увеличивайте количество повторений и создавайте большое количество возможностей для практической отработки целевого навыка. Вы можете обучать ребенка с использованием «коммуникативных соблазнов» (каждый раз по 10-20 минут), когда Вы играете вместе с ребенком в его любимые игры с его любимыми игрушками или во время перекуса.
6. Обобщение
После того, как ребенок сможет спонтанно произносить целевое слово, Вы можете найти среди членов семьи/учителей тех, кто будет с ним отрабатывать данный навык. Вы также можете создавать для него разные ситуации, чтобы он мог практиковаться в произнесении целевого слова/фразы.
Автор: Саманта Мак, Старший Поведенческий Инструктор, психолог.
Источник: Communication Temptation – How to teach your child to speak spontaneously?
Переводчик Галина Чернобай.