Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто страдают из-за дефицитов коммуникативных навыков. У детей, не имеющих возможность выражать просьбы вербально, может развиваться нежелательное поведение, агрессия и самоагрессия. Чтобы помочь таким детям научиться выражать свои просьбы социально-приемлемым способом могут использоваться различные способы общения, не требующие речи. Одной из таких стратегий может быть обучение коммуникации с помощью карточек ПЕКС (PECS).
Карточки ПЕКС (PECS) – это система общения при помощи обмена карточками (The Picture Exchange Communication System; сокращенно – PECS). Изначально система создавалась для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в дошкольном возрасте, однако позднее методика PECS стала применяться и при работе с другими детьми и взрослыми, имеющими трудности с вербальной коммуникацией.
Процесс развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра происходит не так, как у детей без особенностей. Для детей с РАС социального взаимодействия с родственниками и сверстниками бывает недостаточно для того, чтобы приобрести необходимые навыки общения. Дети без особенностей развития приобретают навык общения за счет социального взаимодействия, однако при аутизме социальное поощрение может не работать. Поэтому обязательным условием для начала проведения PECS тренинга будет именно выявление тех действий или предметов, которые ученик хочет получить, чтобы вызвать у него желание общаться.
Методика PECS основывается на исследованиях в области прикладного анализа поведения (ABA), а также соответствует нормальному процессу освоения навыков речевого развития: сначала ребенок обучается общаться с помощью отдельных карточек, а затем научается соединять их, как слова, в предложения и учится с помощью карточек комментировать происходящее, отвечать на вопросы. Кроме того, методика очень актуальна для аутистов тем, что важнейшей целью при обучении является научение ребенка инициировать общение.
Перед тем, как начать вводить карточки ПЕКС (PECS) нужно обязательно оценить, какие именно действия или предметы (игрушки или лакомства) будут самыми приятными, вызовут у ученика интерес и желание их получить. Обучение коммуникации с помощью PECS основано на том, что ребёнок сам должен хотеть начать общаться.
Кроме того, тренинг можно и нужно проводить до тех пор, пока ученик сам проявляет инициативу. Как только ребенок теряет интерес и становится не готов продолжать тренинг, следует или поменять предмет, который он получает в обмен на изображение, или приостановить занятие. Также важно всегда контролировать желаемые предметы, используемые в тренинге, чтобы не было возможности взять их самостоятельно.
Количество карточек, которые будут использоваться на первых этапах, очень индивидуально и зависит от особенностей конкретного ребёнка. Обычно для освоения первого этапа достаточно провести несколько проб с использованием одной карточки, однако если удалось определить 2-3 наиболее заинтересовавших ученика игрушки, можно уже на первом этапе использовать их все (одна игрушка и одна карточка за раз).
Обучение речевому общению с помощью карточек ПЕКС включает в себя 6 этапов.
Очень важно озвучивать выбор ребёнка на каждом из этапов одновременно с тем, как ребенок получает желаемое. Также иногда рекомендуют делать паузу перед произнесением предложений, созданных с помощью коммуникативной полоски, чтобы у ученика была возможность произнести предложение самостоятельно или запомнить написание этого слова, что впоследствии может помочь развить навык глобального чтения.
Сегодня существует большой выбор готовых карточек, которые можно приобрести в интернет-магазинах. Это могут быть карточки на липучках или магнитных креплениях, существуют даже специальные программы для компьютера или планшета, чтобы ребенок мог осуществлять коммуникацию любым удобным для него способом. При этом все необходимые материалы для PECS-тренинга можно сделать самостоятельно.
Для этого необходимо распечатать нужные картинки, желательно на плотной бумаге, а затем покрыть напечатанные карточки скотчем или заламинировать их, с обратной стороны каждой карточки приклеить липучку с крючками. При этом мягкую липучку нужно приклеить в альбом или папку для занятий. Полезным будет заранее заготовить дополнительные страницы для альбома, в которые тоже необходимо приклеить несколько рядов мягкой липучки, а также сделать отдельную полоску для составления предложений.
Использование системы альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками помогает при решении сразу нескольких задач:
Часто родители боятся, что ребёнок, начав использовать карточки, не будет использовать вокальную речь. Это опасение не оправдано! Согласно исследованиям Энди Бонди и Лори Фроста, создателей альтернативной системы коммуникации с помощью обмена изображениями, число слов и сложность речевых конструкций повышаются, когда у детей есть постоянный доступ к альбому. Некоторые дети могут перейти на систему коммуникации с помощью альбома и речи, а некоторые дети в процессе обучения прекращают использование PECS и пользуются речью как единственной формой общения, что подтверждается и современными исследованиями.
Вы также можете ознакомиться со статьями, посвященными развитию спонтанной коммуникации у детей и развитию социальных навыков.