ABA-терапию чаще всего используют  в работе с людьми с аутизмом. Но ее принципы универсальны и применимы к любому человеку: они помогают скорректировать самые разные формы поведения: от повышенной агрессии до проблем со сном.

 ABA –  — это наука, которая изучает поведение. В рамках ABA разработаны методы, которые помогают обучать человека (ребёнка) и корректировать его поведение.К АВА-терапии чаще всего прибегают при расстройствах аутистического спектра (РАС), так как аутизм внешне проявляется именно в виде поведенческих нарушений. Детям с РАС трудно общаться и строить социальные отношения, любой новый опыт их пугает. Им свойственно стереотипное поведение, стремление следовать рутине: например, есть продукты только определенных цветов или играть в игрушки только с определенной текстурой. Навыки, которые нейротипичным детям даются естественно, ребенок с аутизмом осваивает с огромным трудом.

Однако возможности АВА-терапии гораздо шире. К прикладным аналитикам приходят и с другими диагнозами (например, синдромом Дауна или ДЦП), и вообще без диагнозов, но со сложностями в поведении и коммуникации. ABA помогает скорректировать разные виды проблемного поведения, а также сформировать бытовые навыки, развить речь и коммуникативные способности. 

Как работает АВА-терапия

Диагностика

АВА-терапия начинается с  диагностики: специалист наблюдает за ребенком и отмечает, что он делает, а что нет.  Например как ребёнок играет, взаимодействует с другими, умеет ли он самостоятельно есть или ходить в туалет.

Родителей таких детей часто упрекают в том, что они плохо воспитаны, хотя на самом деле они очень много занимаются с ребенком. Но не всегда это помогает справиться со проблемным поведением. Для решения поведенческих проблем требуется помощь квалифицированного аналитика. Для его коррекции необходимо понять, что во внешней среде или действиях других людей приводит к нежелательному поведению ребенка.

Аутизм у детей

В настоящее время, к сожалению, в нашей стране и за рубежом наблюдается тенденция увеличения числа выявленных случаев у детей аутизмом. К проблеме «излечения» аутизма приковано внимание учёных и практиков различных научных профилей. Перед ними стоит задача: оказание помощи детям с аутизмом в преодолении некоторых симптомов данного расстройства; помочь им жить более счастиво и спокойно. Наша цель – улучшить качество жизни ребёнка и его семьи. . До некоторого времени считалось, что единственное  решение проблемы – помещение этих детей в специальные интернаты для умственно отсталых, что приносило больше вреда, чем пользы. Со временем стало ясно, что помочь детям с расстройствами аутистического спектра можно только при условии совместных усилий семьи и специалистов

Каждому ребёнку с аутизмом нужен индивидуальный подход, т.к. аутизм представляет собой широкий спектр поведенческих отклонений и поэтому рекомендовать одно универсальное средство для всех детей, с диагнозом аутизм невозможно. Исходя из индивидуальных и конкретных особенностей ребёнка, для него составляется строго структурированная программа обучения.

Специалист в ходе работы с ребёнком эту программу периодически пересматривает и корректирует. работу с детьми с РАС необходимо начинать как можно раньше.

При правильно организованном обучении ребёнок делает большие успехи. Прикладной анализ поведения— один из самых востребованных методов в мировой практике реабилитации людей с аутизмом, это научная дисциплина, основы которой были заложены Б.Ф. Скиннером в 50-х годах прошлого века

Анализом поведения является систематическое изучение факторов, влияющих на поведение (Sulzer-Azaroff&Mayer, 1991). AppliedВehaviorАnalysis(АВА) он же «Прикладной анализ поведения» (ПАП) – это дисциплина, занимающаяся применением поведенческой науки в реальных условиях в больницах и школах с целью решения социально-значимых проблем, например, проблемы с поведением и учебой

         Скиннер придерживался мнения, что личность – это не что иное, как определенные формы поведения, которые приобретаются ребёнком посредством оперантного научения. Знание этих принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь и привело к появлению направления, получившего название AppliedВehaviorАnalysis (АВА). Основная задача АВА – выявить цель поведения и, учитывая знание цели, смоделировать ненормативное поведение в социально одобряемое. Программа АВА всегда строится на индивидуальной основе и разбивает сложные навыки на мелкие блоки. Перед тем, как использовать метод прикладного анализа поведения, проводится комплексное обследование навыков ребёнка с РАС.

Aba терапия