Умственная отсталость – это тяжёлый порок психического развития, который отражается на всех сферах психики – интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и т. д. – и лишает человека шанса на самостоятельную жизнь.

Другие названия заболевания – олигофрения, врождённое слабоумие, малоумие, задержка умственного развития. Отметим, что само понятие «умственная отсталость» лишь около двадцати лет как принято мировой психиатрией. До этого использовался термин «олигофрения».

Несмотря на это, следующая Международная классификация болезней (МКБ-11, рекомендована к использованию с 1 января 2022 года) и американская DSM-5 уже утвердили новое название патологии – «интеллектуальная инвалидность» или «нарушения интеллектуального развития».

У новорождённых детей обнаружить умственную отсталость почти невозможно, особенно, если речь идёт о лёгкой степени заболевания. Однако, через несколько месяцев становятся заметны первые признаки, которые в дальнейшем лишь нарастают:

  • слабая моторика – это выражается в том, что ребёнок позже своих сверстников начинает держать головку, переворачиваться, делать попытки сесть, встать и ходить. Ему тяжело держать в руках игрушку и другие предметы из-за плохого хватательного рефлекса.
  • неуравновешенность – это проявляется через внезапную раздражительность и сменяющую её вялость.
  • задержка развития речи – гулить, лепетать малыш начинает значительно позже положенного срока. То же самое касается и слов. Случается, что речь может отсутствовать в принципе. Если она всё же присутствует, то, как правило, это простые фразы из одного-двух слов, которые не всегда связаны между собой. Ребёнок не понимает чужую речь и поэтому может не реагировать на какие-то просьбы.
  • замкнутость – малыша практически не интересует окружающий его мир, в то время как сверстники активно его познают. Равнодушие проявляется и к игрушкам, и к бытовым предметам. Почти полная безэмоциональность затрудняет общение, и ребёнок замыкается в себе.
  • отсутствие абстрактного мышления – ребёнок с трудом чему-то учится, она не понимает логику, цифры, связь букв и не имеет творческих способностей.

Существует несколько видов классификаций олигофрении. На сегодняшний день, МКБ-10 подразделяет патологию по уровню поражения интеллекта:

  • лёгкая степень;
  • умеренная степень;
  • тяжёлая степень;
  • глубокая степень.

Эту градацию используют при постановке диагноза, одобрении статуса инвалидности и форме обучения ребёнка. Сюда же МКБ-10 относит другую умственную отсталость и неуточнённую умственную отсталость.

Среди прочих классификаций можно выделить вариант советского психолога и психиатра Марии Певзнер, который строится на этиопатогенетике:

  • неосложнённая форма умственной отсталости;
  • умственная отсталость с нарушениями нейродинамики (с преобладанием возбуждения или торможения);
  • умственная отсталость, сочетающаяся с патологией анализаторов;
  • умственная отсталость с сопутствующим психопатоподобным поведением;
  • умственная отсталость с лобной недостаточностью.

Ещё один вариант классификации, по клинико-физиологической форме, разработали психиатры Самуил Мнухин и Дмитрий Исаев:

  • атоническая – которая характеризуется чрезмерной отвлекаемостью и слабой сосредоточенностью, вялостью, апатией, плохой мелкой моторикой, а также однотипными бесцельными движениями;
  • дисфорическая – которая характеризуется сильной эмоциональной подвижностью, проявлением агрессии либо аутоагрессии, раздражительностью и плохим вниманием;
  • стеническая форма – которая характеризуется повышенной эмоциональностью и коммуникабельностью;
  • астеническая форма – которая характеризуется эмоциональной подвижностью, плохим вниманием, суетливостью, слабой мелкой моторикой и дезориентацией в пространстве.

Однако, самой распространённой классификацией считается та, где есть три степени:

  • умственная отсталость лёгкая (дебильность);
  • умственная отсталость резко выраженная и среднетяжёлая (имбецильность);
  • умственная отсталость глубокая (идиотия).
Умственная отсталость