Обучение социальным навыкам

Ссылка на оригинальную статью.

Какой есть хороший способ обучения социальным навыкам, особенно в группе?

Я работаю с детьми с аутизмом. Я уверенно обучаю их академическим и бытовым навыкам, но, к сожалению, не социальным. Мне необходим простой и эффективный гибкий метод обучения, поскольку нужно учить разнообразным навыкам детей разного уровня. Многие из моих учеников владеют языковыми навыками на среднем или продвинутом уровне, но им сложно заводить друзей и поддерживать отношения. Поскольку нет возможности организовать индивидуальную работу с каждым учеником, необходимо что-то, что можно выполнять в группе. Есть какие-либо предложения?

Отвечает Шанти Стокли,  магистр педагогических наук (MEd), сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA), лицензированный поведенческий аналитик (LBA) Ассоциации по изучению методов лечения аутизма.

Несмотря на то, что количество доступных исследований по обучению социальным навыкам увеличивается, этот вопрос остается весьма распространенным. Педагогам бывает трудно найти научно обоснованные учебные программы и стратегии. Одной из стратегий, которая доказала свою эффективность в групповом обучении детей разного уровня социальным навыкам, является метод обучающего взаимодействия (Teaching Interaction Procedure, TIP). Метод обучающего взаимодействия – это 6-этапный процесс, в котором педагог дает название и определение изучаемому навыку, объясняет необходимость его применения, описывает шаги, необходимые для правильного выполнения, демонстрирует данный навык, проводит с учениками практическую отработку в форме ролевой игры, а также даёт им обратную связь и подкрепление. За последние десять лет эта процедура была неоднократно изучена, в том числе с ее использованием в индивидуальной работе с ребенком (например, Leaf et al., 2009), в группах (например, Leaf, Dotson, Oppeneheim, Sheldon и Sherman, 2010) и в школах (Tullis и Gallagher, 2016). В этом выпуске Clinical Corner я поделюсь, как этот метод обычно применяется, продемонстрирую один из вариантов процедуры, который может Вам помочь, приведу сравнения с другими методами обучения и расскажу, где можно найти дополнительную информацию.

Прежде чем приступить к обучению социальным навыкам, сначала выберите навыки, которым будете учить, и разработайте соответствующую систему мотивации. Несмотря на то, что определение навыков для обучения не входит в рамки данной статьи, пожалуй, оно является более важным, чем то, как вы этому учите! Обучение необходимым навыкам (которые соответствуют уровню учащегося по результатам оценки, являются значимыми для ребенка и его окружения, а также открывают для него новые возможности) и крайне важно и  трудно одновременно. Процесс обучения в группе увеличивает сложность.  Руководство по выбору целей и оценки социальных навыков  можно посмотреть в главах 1 и 5 книги «Обучение людей с аутизмом социальным навыкам»: передовые практики индивидуального вмешательства (Bondy и Weiss, 2013), пройдя по ссылке. После того как выбраны навыки, установите систему мотивации, чтобы дети прилагали максимум усилий на практике. Для этого необходимо выявить одно или несколько любимых занятий или предметов, которые каждый ребенок хотел бы получить. Далее придумать систему баллов или жетонов, которые он сможет обменять на выбранное вознаграждение. Вы можете посмотреть, как это сделать эффективно в резюме по вмешательствам ASAT. Когда вы выполните эти шаги, можно приступать к обучению.

Ниже более подробно изложено, как на практике осуществляются шесть этапов процедуры обучающего взаимодействия. Приведены примеры, которые включают обучение в формате индивидуальных и групповых занятий детей младшего школьного и подросткового возрастов, как со средним, так и более высоким уровнем социальных навыков.

Этап 1. Название и определение навыка: расскажите ученикам, чему они будут учиться. Придумайте навыку такое название, чтобы оно было описательным и соответствовало уровню развития детей. Попросите каждого ребенка рассказать, в чем заключается этот навык. Очень важно, чтобы ученики активно отвечали. Поэтому каждый этап должен включать возможности для ответов. Не допускайте, чтобы процедура превратилась в лекцию!

ПримерыУчительУченик(и)
Младшие школьники Индивидуально«Сьюзи, мы будем учиться говорить «привет» своим друзьям. Что мы сегодня будем делать?»«Говорить «привет» друзьям!»
Подростки В классе«Здравствуйте, дети! Сегодня мы потренируемся менять тему разговора. Джон, чему мы сегодня будем учиться?»«Мы будем учиться менять тему разговора».

Этап 2 Необходимость навыка и подсказки: Поясните детям, зачем им необходим изучаемый навык. Объяснение должно содержать естественные, значимые для учеников, последствия применения навыка. Можно привести пример и попросить каждого ребенка дать его собственное объяснение. Опишите окружающую обстановку или ориентиры, указывающие на подходящий момент для применения данного навыка. Попросите каждого ученика рассказать, когда он будет применять этот навык.

ПримерыУчительУченик(и)
Младшие школьники Индивидуально«Если ты скажешь «привет» друзьям, они захотят поиграть с тобой. Зачем говорить «привет» друзьям?»«Чтобы они поиграли со мной».
Младшие школьники Индивидуально«Ты  можешь сказать Бобби «привет», когда он подойдёт к столу для игр с водой. Кому ты скажешь «привет»?«Бобби».
Подростки в классе«Важно уметь правильно менять тему разговора, чтобы друзья не устали говорить об одном и том же и не ушли. Сара, как ты думаешь, зачем нужно менять тему разговора?»«Чтобы мои друзья тоже могли поговорить, о чём им хочется».
Подростки в классе«Мне, например, нужно использовать этот навык, когда я разговариваю с дочерью о школе, чтобы у нее была возможность поговорить на другие темы, которые ей интересны. Джордан, когда тебе нужно сменить тему разговора?»«Когда я долгое время говорю о себе».

 Этап 3 – Разделение навыка на шаги.

Перед обучением разделите навык на последовательность шагов (обычно от 2 до 5). Количество шагов должно соответствовать количеству важных элементов изучаемого навыка и легко запоминаться. Расскажите ученикам о каждом шаге и попросите проговорить их по порядку.

ПримерыУчительУченик(и)
Младшие школьники Индивидуально«Когда ты говоришь «привет» подруге нужно посмотреть на неё, улыбнуться и сказать «привет» дружелюбным голосом. Как ты скажешь привет своей подруге?»«Посмотрю на неё… Скажу «привет» дружелюбным голосом».
  Подростки В классе  «Вот хороший способ сменить тему разговора. Во-первых, дождитесь паузы. Во-вторых, используйте переходную фразу, чтобы связать старую тему с новой. Переходная фраза — это фраза вроде «кстати, о…» или «это напоминает мне о…» и др. В-третьих, предложите новую тему. В-четвертых, понаблюдайте за своим собеседником, чтобы понять, заинтересован ли он в новой теме. Кто может вспомнить все четыре шага при смене темы? Джон, попробуй»  “Эм-м… дождаться паузы, затем сказать переходную фразу. Начать говорить на новую тему и понаблюдать, что другим интересно»

Этап 4 – Демонстрация навыка: продемонстрируйте навык, которому вы обучаете.

В процессе обучающего взаимодействия часто (но не всегда) демонстрируют и правильную и неправильную модель поведения, чтобы дети учились различать примеры правильного и неправильного реагирования. Сначала продемонстрируйте навык неправильно, выполнив только некоторые шаги. Попросите учеников ответить, все ли было выполнено верно. Затем попросите детей рассказать, что было сделано не так, и как это исправить. Покажите правильную модель поведения. Демонстрировать навык можно вместе с другим взрослым, специально обученным сверстником, одним из учеников и, в некоторых случаях (в зависимости от самого навыка), самостоятельно.

ПримерыУчительУченик (и)
Младшие школьники Индивидуально«Посмотри, как я буду говорить «привет» своей подруге миссис Смит. Скажи, правильно ли я это делаю». Посмотрите на миссис Смит с серьезным выражением лица и скажите «привет».
 «Я правильно всё сделала? Что я сделала неправильно?»
«Нет! Вы не улыбнулись, и ваш голос не был милым».
Младшие школьники Индивидуально«Верно! Как мне сделать это правильно?»«Вы должны улыбнуться и сказать милым голосом вот так: «Привет!»
Младшие школьники Индивидуально«Молодец! Я попробую ещё раз. Скажи, правильно ли я делаю…»
Подростки
В классе
«Посмотрите, как я меняю тему разговора. И скажите выполнила ли я правильно все четыре шага. Сара, ты будешь моим партнёром. Давай поговорим о нашей любимой музыке, и я поменяю тему».Сара: «Кто твой любимый певец?»
Подростки
В классе
Учитель: «Мне нравятся Битлз. А тебе?»Сара: «Мне нравится Тейлор Свифт».
Подростки
В классе
Учитель: «Вчера, во время пробежки, я потеряла свои любимые наушники…» «Ребята, как я справилась? На счёт три покажите большой палец вверх, если я выполнила все шаги и пальцы вниз, если нет. Раз… Два… Три!»Ученики показывают пальцы вниз.
Подростки
В классе
«Все считают, что не выполнила. Верно! Что я сделала не так и как мне это исправить?»«Вы не использовали переходную фразу».
Подростки
В классе
«Правильно! Я пропустила переходную фразу. Кто может ее придумать?»«Кстати, о прослушивании музыки…»

Этап 5 — Ролевая игра: Дайте возможность каждому ученику продемонстрировать навык в  ролевой игре с вашим участием. Проследите за наличием ориентиров и подсказок, запускающих применение изучаемого навыка. Дайте обратную связь после демонстрации навыка учениками. Уточните, что сделано правильно, и какие были допущены ошибки. Если были ошибки, попросите детей попробовать снова. Если во второй раз будут допущены ошибки, возможно, во время ролевой игры потребуется использование подсказки, чтобы повысить вероятность успешности детей на третьей попытке.

ПримерыУчительУченик(и)
Младшие школьники Индивидуально«Когда миссис Смит зайдёт в комнату, покажи мне, как ты скажешь ей «привет». (миссис Смит заходит)Сьюзи смотрит на неё, улыбается и говорит «привет» радостным голосом.
Младшие школьники Индивидуально«Молодец, Сьюзи! Ты посмотрела на миссис Смит и сказала ей «привет» дружелюбным голосом.
Подростки
В классе
Теперь ваша очередь показать группе, как менять тему разговора. Джон, ты начинаешь. Я буду твоим партнером. Мы начнем говорить о Покемоне, а ты изменишь тему разговора»   «Когда я играла в Покемона на днях, я…»          (перебивает) “Кстати о видеоиграх, вы играли в новую игру World of Warcraft
Подростки
В классе
С жалостливым видом «Нет…»«Она крутая! Мне больше всего нравится новое снаряжение, которое я могу использовать. Есть одно заклинание, которое можно наложить…»
Подростки
В классе
«Давай на этом остановимся. Джон, ты сказал отличную переходную фразу «кстати, о видеоиграх»  и начал новую тему, которая имеет отношение к заданному вопросу. Но ты не дождался в разговоре паузы, а также не следил за моим лицом. Ты не обратил внимания, что меня не заинтересовала новая тема. Попробуй еще раз».

Этап 6 — Обратная связь и подкрепление: Желательно, чтобы на протяжении всей процедуры ученик получал подкрепление (как правило, похвалу вместе с каким-то ещё призом) за правильные ответы, и в случае ошибок — корректирующую обратную связь. Перед началом обучения определите предпочтения ребёнка и предметы, которые можно использовать в качестве подкрепления. Для этой цели эффективны жетонная или бальная системы. В течение урока дети получают  баллы или жетоны за правильные ответы (на этапах 1–4) и корректное применение навыка во время ролевой игры (этап 5). В конце урока ученики обменивают их на вознаграждение. Порядок выдачи жетонов может быть следующий: за правильное выполнение навыка с первой попытки давать два жетона, со второй – один жетон, в случае верного ответа с использованием подсказки на третьей попытке – похвала. Это будет происходить на каждом этапе процедуры обучающего взаимодействия, не только в конце

Ниже приведен еще один образец процедуры обучающего взаимодействия, также применяемый на групповых занятиях с учениками младшего школьного возраста. Этот пример включает порядок предоставления обратной связи/поощрений (жетоны выдаются на протяжении всей процедуры).

ШагУчительУченики
Шаг 1: Название и определение навыка«Сегодня мы будем учиться приглашать друга поиграть в игру.  Ребята, что мы будем учиться делать?»(хором) «Приглашать друга поиграть в игру!»
«Верно!» (даете каждому ученику по два жетона)
Шаг 2: Объяснение необходимости навыка и  ориентиры среды«Почему важно приглашать друзей поиграть? Олив, как ты думаешь?»Олив: «Я не знаю».
“Попробуй ответить. Почему тебе захотелось бы пригласить друга поиграть вместе?» Олив: «Так будет веселее».
«Да, так веселее!» (даете Оливеру 1 жетон за правильный ответ со второй попытки,  спрашиваете  остальных детей, пока каждый из них не даст своё объяснение). «Когда вы будете приглашать друга поиграть? Например, можно пригласить друга, который наблюдает за игрой. Леви, когда ты будешь приглашать друга поиграть вместе?» Леви: «Я приглашу Кейдена поиграть в Квадрат (примечание переводчика – вид игры с мячом), потому что  знаю, что ему  нравится эта игра».
«Отличная идея! Уверена, Кейден будет очень рад!» (даете Леви два жетона за правильный ответ с первой попытки, спрашиваете остальных детей)
Шаг 3:
Разделение навыка на шаги
«Можно пригласить  товарища поиграть следующим образом: во-первых, найдите человека, которому это может быть интересно. Выберите товарища, который в данный момент не играет во что-то другое. Во-вторых, подойдите к нему по-дружески. Это означает, подойти и улыбнуться. В-третьих, расскажите, что делаете и спросите, не желает ли он присоединиться. В-четвертых, если друг согласился, расскажите ему, как именно он может присоединиться к игре, например, скажите: «Ты можешь быть в моей команде» или «Можешь рисовать этим маркером». Вам нужно было запомнить много шагов. Давайте попробуем их все проговорить. Кальвин, ты начинаешь».Кальвин: “Найти товарища, с кем можно поиграть и спросить его, хочет ли он этого».
«Ты назвал два шага из четырех! Два шага, которые ты пропустил: подойти по-дружески, и после рассказать, как можно присоединиться».Кальвин: «Хорошо. Найти приятеля, с кем можно поиграть, попросить его присоединиться, и рассказать, как можно  присоединиться».
«Хорошая попытка. Ты назвал три шага из четырех. Попробуй еще раз, и я тебе помогу вспомнить, когда нужно по-дружески подойти».Кальвин: «Найти приятеля, с кем можно поиграть…»
Прерывает ученика со словами «и подойти…»«И подойти по-дружески. Попросить  поиграть вместе и рассказать, как можно присоединиться».
«Ты назвал все шаги! Здорово!» (не даёте жетоны, поскольку ребенку для правильного ответа потребовалась подсказка. Продолжаете со следующим учеником)».
Шаг 4: Демонстрация навыка«Сейчас я покажу, как приглашать кого-нибудь поиграть. Я могу выполнить все верно, а могу допустить ошибку. Посмотрите внимательно и скажите, правильно я сделала или нет».   (Демонстрируете навык вместе с коллегой, которая «увлеченно играет в другую  игру». Выполняете все шаги, кроме первого: «найти приятеля, который, возможно, захочет поиграть вместе».)   
«Итак, скажите, правильно ли я все выполнила? Что нужно было сделать по-другому, если была допущена ошибка? Олив?» Олив: «Неправильно. Миссис Смит была занята. Вы должны были спросить  другого человека».
Прекрасно, Олив! (даёте Оливу 2 жетона, и даёте каждому из учеников шанс ответить).
Шаг 5: Ролевая игра«Теперь ваша очередь приглашать друга поиграть в игру. Леви, ты начинаешь играть в Уно с миссиc Смит.» (Молча заинтересованно наблюдаете за игрой – и это подсказка, что Вы можете быть приглашены в игру).Леви видит, что Вы наблюдаете, подходит к Вам с улыбкой и спрашивает, хотите ли Вы поиграть. Когда Вы говорите да, он возвращается к игре.
«Молодец, Леви! Ты выполнил правильно четыре шага, но забыл про последний. Нужно было помочь мне начать играть. Ты мог это сделать таким образом: дать мне несколько карточек или сказать, что вы почти закончили, и раздать мне карточки в следующем раунде».Леви повторяет ролевую игру еще раз, выполняя все верно.
«Отлично! Ты правильно выполнил все шаги». (Даете Леви один жетон и тренируете остальных  учеников)
Шаг 6:
Обратная связь и подкрепление
«Вы все отлично справились! Вы научились приглашать друзей поиграть в игру! Обязательно потренируйтесь сегодня еще раз во время перемены. Посчитайте свои жетоны и поднимите руку, если хотите их обменять».

Выполняйте эти процедуры, пока каждый ученик в совершенстве не освоит изучаемый навык. На следующих занятиях данный метод можно адаптировать. Например,  после одного или двух занятий просить учеников самостоятельно определять навык и объяснять его необходимость. Для освоения нового навыка, как правило, требуется от 3 до 6 занятий. Данный параметр будет меняться в зависимости от уровня развития учеников.

Как понять, что навык ребенком освоен? Одним из признаков является правильное его  применение с первого раза во время ролевой игры. Ещё лучше попробовать без предупреждения: создать ситуацию вне группового занятия, в которой будет уместно применить данный навык, и понаблюдать за действиями ребенка. В случае с примером обучения смене темы разговора, в течение дня в любой момент заговорите с учеником, и внезапно сделайте вид, что вам стало скучно. Посмотрите, сменит ли он тему. В случае с примером обучения говорить «привет», когда ребенок будет играть один, неожиданно подойдите и сядьте рядом с ним, чтобы посмотреть поздоровается ли он.

Достижение прогресса у каждого ученика может осуществляться с разной скоростью. Важно убедиться, что каждый ребенок получает достаточно практики. Однако если навык учеником не осваивается, несмотря на достаточное количество времени его отработки, обратите внимание на следующие моменты:

  • Правильно ли применяется процедура обучающего взаимодействия?  На основе этапов, перечисленных в статье (или по ссылкам в конце статьи), необходимо составить чек-лист и убедиться в последовательном выполнении учителем всех этапов процедуры.
  • Имеются ли шаги (элементы навыка), требующие более четкого описания или детального обучения? Например, для шага «решите, будет ли этот человек хорошим другом», как части навыка заводить друзей, с большой вероятностью потребуется  определение, объясняющее, кто может стать хорошим другом. Также понадобиться больше времени на тренировку различения примеров, соответствующих поведению хороших и плохих друзей.
  • Обладают ли ученики необходимыми предварительными умениями? Как правило, для получения хорошего результата,  ребенку нужны хорошо освоенные  базовые речевые навыки (например, употребление в общении предложений), а также может потребоваться предварительное обучение определенных шагов (как в предыдущем примере).
  • Достаточно ли ученики замотивированы, чтобы стараться? Если нет, обратите внимание на систему подкрепления. Убедитесь в ее последовательном использовании. Замените некоторые вознаграждения на более интересные. Можно подобрать наиболее желаемое поощрение, которое будет использоваться только на уроках с применением метода обучающего взаимодействия.
  • Ученик  не применяет в реальной жизни освоенный в ролевой игре навык. Читайте далее.

В один из потенциально успешных вариантов процедуры добавлены несколько шагов для обеспечения обобщения навыка. То есть ребёнок будет использовать освоенный навык не только в ролевой игре с учителем, но и в реальных жизненных ситуациях (Kassardjian & Taubman, 2013). Вы можете увидеть, происходит ли обобщение, понаблюдав за учеником в других условиях и отследив, применяется ли навык. Также можно спросить у родителей ребёнка, применяет ли он навык за пределами школы. Чтобы использовать этот вариант, следует внести незначительные изменения в Этап 5 и добавить практику в условиях реальной жизни (фазы обобщения):

Шаг 5 – Ролевая игра: В ролевой игре используйте самые разные, приближенные к реальной жизни, сценарии.  Задействуйте как можно больше потенциальных ситуаций, особенно в которых ребёнок не демонстрирует данный навык. Организуйте ролевую игру с другими детьми таким образом, чтобы у них была возможность ежедневно взаимодействовать друг с другом. Для занятий следует выбирать такие материалы, которые обычно используются в повседневной жизни детей. Проводить ролевую игру следует в местах, где навык действительно нужен. В случае примера обучения детей «приглашать друзей поиграть во что-либо»,  ролевую игру можно организовать на детской площадке, используя настоящие игры.

Обобщение. Фаза 1– Напоминание, Похвала, Вознаграждение: После того, как навык будет освоен учениками на уровне ролевой игры, следует создать такие ситуации, в которых новый навык необходимо применить в условиях реальной жизни. Например, если это один из игровых навыков, можно использовать перемену или игры во время занятий. В начале упражнения напомните ученикам, что нужно использовать новые навыки. Если дети верно выполняют свои действия, похвалите и подкрепите это.

Обобщение. Фаза 2– Похвала и Вознаграждение: Не указывайте ученикам, что нужно применить навык в естественной обстановке (такой же, как в Фазе 1). В случае правильного выполнения похвалите их и  дайте поощрение.

Обобщение. Фаза 3 – Похвала: Не указывайте ученикам, что нужно применить навык в естественной обстановке (такой же, как в Фазе 1). В случае правильного выполнения используется только похвала.

Обобщение. Фаза 4 – Самостоятельность: Создавайте ситуации для демонстрации навыка без напоминаний или дополнительных последствий. Теперь ученики должны делать всё в естественной среде самостоятельно! Поздравляем!

Помимо метода обучающего взаимодействия существуют другие варианты обучения социальным навыкам. И хотя их гораздо больше, сравним данный метод с «социальными историями» (Social Stories) и тренингом навыков поведения (Behavioral Skills Training).

Социальные истории (Social Stories): «Социальные истории» – это истории, индивидуальные для каждого ребёнка, из которых он узнает информацию на социальные темы. На данный момент на официальном сайте об этом методе приведено 10 признаков, согласно которым «социальная история» может считаться таковой. «Социальные истории» – часто используемый метод вмешательства. Поэтому исследователи сравнили его с методом обучающего взаимодействия, чтобы выяснить, какой из них более эффективный. В первом сравнительном исследовании (Leaf et al., 2012) шесть детей обучали шести разным навыкам, трём навыкам с помощью метода обучающего взаимодействия и трём другим с помощью метода «социальных историй». Согласно полученным результатам, с использованием метода обучающего взаимодействия дети освоили 18 навыков из 18, которым их учили. При этом ученики освоили только 4 из 18 навыков, которым их обучали с помощью «социальных историй». Несмотря на то, что сравнение проводилось для применения обоих методов посредством индивидуального обучения, оно было воспроизведено также в условиях группового обучения (Kassardjian et al., 2014). В данном исследовании авторы пришли к выводу, что процедура обучающего взаимодействия была эффективной для всех детей, в то время как применение метода «социальных историй» не привело к каким-либо улучшениям. Поэтому они рекомендовали использовать именно метод обучающего взаимодействия.

Тренинг навыков поведения (Behavioral Skills Training): Если Вы знакомы с тренингом навыков поведения (Behavioral Skills Training, BST), то, возможно, заметили сходства. Тренинг навыков поведения состоит из четырёх компонентов: инструкций, демонстрации навыка, практической отработки навыка и обратной связи. Основное отличие между двумя методами заключается в том, что в BST не даётся объяснение необходимости применения навыка. Еще одно отличие: в случае метода обучающего взаимодействия часто  демонстрируют как правильную, так и неправильную модели навыка, чтобы развить навык различения. Данный вариант реализации этапа получил название «Круто/Не круто», и было показано, что он сам по себе является действенным (Au et al., 2016). В случае BST демонстрируют только правильную модель реагирования. После того, как были проанализированы исследования по методу тренинга навыков поведения и методу обучающего взаимодействия с участием людей с аутизмом (Leaf et al., 2015), авторы статьи пришли к выводу, что оба метода имеют достаточную доказательную базу и являются эффективными.

Если вы собираетесь использовать метод обучающего взаимодействия для обучения социальным навыкам, рекомендую ознакомиться с учебным пособием с подробным учебным планом  «Есть контакт! Учебные программы. Социализация людей с аутизмом с помощью прикладного поведенческого анализа» (Таубман М., Лиф Р., МакЭкен Дж., издание на русском: ИП Толкачев, 2018). В статьях, на которые я ссылалась в данной работе, также приводятся примеры, как можно применять метод обучающего взаимодействия.

Литература:

  1. Au, A., Mountjoy, T., Leaf, J. B., Leaf, R., Taubman, M., McEachin, J., & Tsuji, K. (2016). Teaching social behaviour to individuals diagnosed with autism spectrum disorder using the cool versus not cool procedure in a small group instructional format. Journal of Intellectual and Developmental Disability, 41(2), 115–124. doi:10.3109/13668250.2016.1149799
  2. Bondy, A., & Weiss, M. J. (2013). Teaching social skills to people with autism: Best practices in individualizing interventions (1st ed.). Bethesda, MD: Woodbine House.
  3. Ссылка для он-лайн загрузки некоторых глав: https://pecsusa.com/downloadable-books/
  4. Kassardjian, A., Leaf, J. B., Ravid, D., Leaf, J. A., Alcalay, A., Dale, S., … Oppenheim-Leaf, M. L. (2014). Comparing the teaching interaction procedure to social stories: A replication study. Journal of Autism and Developmental Disorders, 44(9), 2329–2340. doi:10.1007/s10803-014-2103-0
  5. Kassardjian, A., & Taubman, M. (2013). Utilizing teaching interactions to facilitate social skills in the natural environment. Education and Training in Autism and Developmental Disabilities, 48(2), 245–257.
  6. Leaf, J. B., Dotson, W. H., Oppeneheim, M. L., Sheldon, J. B., & Sherman, J. A. (2010). The effectiveness of a group teaching interaction procedure for teaching social skills to young children with a pervasive developmental disorder. Research in Autism Spectrum Disorders, 4(2), 186–198. doi:10.1016/j.rasd.2009.09.003
  7. Leaf, J. B., Oppenheim-Leaf, M. L., Call, N. A., Sheldon, J. B., Sherman, J. A., Taubman, M., … Leaf, R. (2012). Comparing the teaching interaction procedure to social stories for people with autism. Journal of Applied Behavior Analysis, 45(2), 281–298. doi:10.1901/jaba.2012.45-281
  8. Leaf, J. B., Taubman, M., Bloomfield, S., Palos-Rafuse, L., Leaf, R., McEachin, J., & Oppenheim, M. L. (2009). Increasing social skills and pro-social behavior for three children diagnosed with autism through the use of a teaching package. Research in Autism Spectrum Disorders, 3(1), 275–289. doi:10.1016/j.rasd.2008.07.003
  9. Leaf, J. B., Townley-Cochran, D., Taubman, M., Cihon, J. H., Oppenheim-Leaf, M. L., Kassardjian, A., … Pentz, T. G. (2015). The Teaching Interaction Procedure and behavioral skills training for individuals diagnosed with autism spectrum disorder: a review and commentary. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 2(4), 402–413. doi:10.1007/s40489-015-0060-y
  10. Taubman, M. T., Leaf, R. B., McEachin, J., & Driscoll, M. (2011). Crafting connections: Contemporary applied behavior analysis for enriching the social lives of persons with autism spectrum disorder. DRL Books.
  11. Tullis, C., & Gallagher, P. (2016). Effects of a group teaching interaction procedure on the social skills of students with autism spectrum disorders. Education and Training in Autism and Developmental Disabilities, 51(4), 421–433.
  12. Citation for this article: Stoeckley, C. (2020). Clinical corner: What is a good way to teach social skills in a group? Science in Autism Treatment, 17(2).

Переводчики — Галина Чернобай, Юлия Томилова.