Искусство перенаправления

Перенаправление (Redirection) – это техника АВА (прикладного анализа поведения), которая используется, чтобы отвлечь ребенка от проблемного поведения или побудить его к более приемлемому поведению, чем то, которое сейчас демонстрирует ребёнок. Перенаправление не отменяет необходимости функциональной оценки поведения(FBA) и поведенческого плана гашения проблемного поведения.

В более ранних постах своего блога, я утверждала, что АВА-тераписты – не волшебники, и мы не носим с собой волшебных палочек. Но между нами и волшебниками есть кое-что общее: когда мы по-настоящему хорошо делаем свое дело, наблюдатели не могут понять, что мы только что сделали.

Перенаправление — это техника, о которой большинство педагогов, терапистов и опекунов знают абсолютно все. Великие учителя и АВА- тераписты – мастера искусства перенаправления. Если все сделано правильно, невооруженным глазом невозможно заметить, что терапист использует перенаправление, а иногда даже непонятно, какое поведение было неприемлемым. Особенно в случаях, когда тераписты уже какое-то время знакомы с ребенком: они обращают внимание на триггеры и сигналы, предшествующие проблемному поведению. И они очень точно выбирают момент, чтобы вовлечь ребенка в более приемлемое поведение. Всегда легче предотвратить проблемное поведение, чем реагировать на него. Очень часто родители спрашивают меня: «Что мне делать, когда мой сын / дочь ведет себя вот так (в смысле, неприемлемо)». Мой ответ на вопрос: зачем ждать момента, когда они уже будут вовлечены в это поведение? Вам нужно поменять свой образ мыслей и сосредоточиться на том, как предотвратить проблемное поведение, прежде чем оно начнёт проявляться.

Давайте перейдем от клинических примеров к случаю из повседневной жизни. Вы целый день ждали очень важный звонок, поэтому в данный момент решили немного расслабиться. И Вы уже готовы идти в ванную комнату, где Вас ждут свечи и горячая ванна с пеной. Какой из следующих сценариев вызовет у Вас больше разочарования/раздражения:

  1. Вы погружаетесь в прекрасную, горячую ванну с пеной и счастливо вздыхаете. Тут звонит телефон, и Вы должны вылезти из ванной и ответить на звонок.
  2. Прежде чем Вы успели опустить ногу в прекрасную, горячую ванну с пеной, зазвонил телефон. Вы направляетесь в гостиную, чтобы ответить на звонок.

Понимаете разницу? Когда нежелательное поведение уже происходит, остановить его и перенаправить ребенка на другое поведение гораздо труднее. С точки зрения ребенка, проблемное поведение может быть таким же приятным (если не более приятным), чем горячая ванна с пеной, и голос тераписта, который говорит«НЕ залезай туда!», для них словно пронзительно звонящий телефон, заставляющий выбраться из ванны.

Искусно выполненное перенаправление – это способ отвлечь ребенка от проблемного поведения, которым он собирается заняться. Вы напоминаете ребёнку, что он может выбрать кое-что получше, или предоставляете ему альтернативный способ удовлетворения той же функции проблемного поведения. Я видела несколько по-настоящему творческих способов перенаправления, как во время домашнего обучения, так и в школьных классах. Успешное перенаправление требует того, чтобы оно всегда как минимум на один шаг опережало действия ребенка. Оно предполагает, что терапист «орлиным взором» сканирует окружающее пространство на предмет любых триггеров поведения, и следит за степенью возбуждения и настроением ребенка в новых для него социальных ситуациях, во время переходных периодов и вынужденных перерывов.

Я также видела плохо выполненное перенаправление. Это обычно выглядит так: учитель или терапист замечает, что у ребенка началось проблемное поведение, и затем говорит что-то вроде «Слезай» или «Перестань бегать». Первая проблема заключается в том, что терапист не уделял должного внимания ребенку и допустил появление проблемного поведения. Вторая проблема заключается в том, что терапист дает «стоп»-инструкцию, а не направляющую на некоторое действие, тем самым предоставляя ребенку право самому решать, какое замещающее поведение использовать. И в большинстве случаев это поведение не будет приемлемым. Я уверена, что многие учителя могут сказать ребенку, бегущему по коридору: «Не беги». И ребенок тогда начнет прыгать, быстро идти или скакать галопом… Именно поэтому более предпочтительны инструкции, направляющие на другое действие, когда терапист или учитель говорит ребенку, каким должно быть замещающее поведение (например, «Покажи мне, как твои ножки ходят, пожалуйста»).

Чем лучше Вы знаете ребенка, тем легче будет его успешно перенаправить, потому что Вы будете знать его интересы, что ему нравится, а что нет. Когда я наблюдаю мастеров перенаправления за работой, есть определенные вещи, которые они делают и не делают, благодаря чему их техника перенаправления становится настолько успешной.

Вы хотите, чтобы я Вам рассказала, как они это делают?

Ваше желание исполнено!

  • Правильное использование АВА-методов подразумевает, что нужно всегда подкреплять перенаправление. Перенаправляющее задание или занятие всегда более уместно, чем то, что ребенок в данный момент делал или собирался сделать, поэтому нам бы хотелось, чтобы замещающее поведение у ребенка повторилось в будущем. Скажем, ребенок ведет себя неприемлемым образом, когда знакомится с новыми взрослыми, и просто вторгается в чужое личное пространство, потому что это привлекает большое внимание. Перенаправьте это проблемное поведение в крутое танцевальное движение. Научите ребенка здороваться при встрече с взрослым, а затем демонстрировать это крутое танцевальное движение. Затем обязательно поощрите новое замещающее поведение (танцевальное движение) аплодисментами и тоннами похвалы (скажите новому взрослому, чтобы он хлопал вместе с Вами!), чтобы более уместное поведение было подкреплено и повторялось снова и снова.
  • Постарайтесь перенаправить ребенка на похожее действие. Мне обычно нравится объяснять это словами: «Если вы отобрали у ребенка апельсин, не предлагайте взамен ботинок». Если вам приходится отбирать у ребенка апельсин, дайте ему яблоко. Если ребенок, с которым вы работаете, наслаждается визуальной стимуляцией, когда смотрит в зеркала или когда прислоняется лицом к стеклу, и при этом истерически смеется, не прерывайте это поведение словами: «Пойдем, поиграем в кубики». Вы тем самым отбираете у ребенка апельсин и даёте ему в руки ботинок. Выберите для перенаправления поведение, которое похоже на нежелательное, но является более приемлемым. В данном примере вы можете встать между ребенком и зеркалом и протянуть ему вертушку и калейдоскоп. Скажите ребенку, чтобы он выбрал, с чем он хочет играть, а затем подкрепите выбор. Покажите ребенку, как держать игрушку близко к глазам, пристально смотреть на нее, и как ею двигать, чтобы она стала визуально захватывающей.
  • Если вы стараетесь перенаправить ребенка на другое занятие, попробуйте погрузиться в него вместе с ребенком. Я много раз наблюдала это в случае родителей, потрясающих в плане перенаправления. Если ребенок раздражен и ведет себя агрессивно по отношению к своим братьям или сестрам во время игры в настольную игру, родитель присоединяется и меняет ход игры. Вместо того, чтобы остановить игру, родитель присоединится к детям и предложит им новую игру или новые дурацкие правила, которые заставят всех смеяться и соревноваться в придумывании самого глупого способа сыграть в игру. Помните, иногда перенаправление может быть таким же легким в выполнении, как и отвлечение ребенка от нежелательного поведения.
  • Действуйте быстро! Я осмелюсь заявить, что превосходный АВА-терапист действует быстрее, чем любой ковбой в старом черно-белом вестерне. В случае искусно выполненного перенаправления, это происходит так быстро, что если вы моргнете, то можете пропустить этот момент. Я наблюдала, как терапист предотвращал агрессию ребенка в адрес сверстника с помощью песенок, простых инструкций и задавая вопросы. Я наблюдала, как тераписты перенаправляют истерику в смешной танец или игру на имитацию. Вы пришли провести сеанс терапии на дому, а ребенок цепляется за маму и не хочет общаться с Вами, и заниматься тоже не хочет? Попросите ребенка сбегать с Вами наперегонки до комнаты для терапии, и пусть мама даст вам отмашку перед стартом (Настарт…Внимание…Марш!). Позвольте ребенку выиграть, а затем выдайте ему награду за первое место в забеге, пока Вы ведете его к столу для занятий.

Автор статьи: Тамейка Медоуз, ВСВА

Источник: ссылка на Оригинальную статью.

Переводчик: Галина Чернобай.