Оригинальная статьяhttps://www.iloveaba.com/2021/04/teaching-flexibility.html?m=1#more

Ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересы или занятия, проявляющиеся, как минимум, двумя из нижеперечисленных способов, в настоящее время или в прошлом:

  1. Упорное стремление к одинаковости, отсутствие гибкости в соблюдении повседневных действий, или ритуалистичные модели поведения или вербальное/невербальное поведение (например, чрезвычайно сильный стресс при небольших изменениях, трудности с переходами между видами деятельности, жесткие шаблоны мышления, ритуалы приветствия, необходимость ходить одним и тем же маршрутом и есть одну и ту же еду каждый день).

Источник: www.CDC.gov

Наличие такой проблемы, как ригидность — это часть одного из диагностических критериев аутизма.

Что такое ригидность? Это негибкость, неспособность спокойно реагировать на изменения или неожиданные события, при этом уровень затруднений может быть разным. 

Это то, с чем сталкиваются многие дети, с которыми я работаю. И это то, что негативно сказывается на их жизни. Проблемы с ригидностью, могут влиять на распорядок дня в школе, отношения и социальные связи, домашний быт, переходы между видами деятельности, интеграцию в общество, а также успехи при обучении профессии/трудоустройстве (для детей постарше).

В качестве примеров можно привести:

— нетерпимое отношение к смене учителя;

— трудности с тем, чтобы оставаться спокойным, если что-то ломается, или разряжается, садится батарейка;

— настаивание на одном и том же маршруте, ежедневно, семь дней в неделю;

— трудность с тем, чтобы оставаться спокойным, когда мама или папа проезжают мимо магазина, но не заходят внутрь;

— трудности с засыпанием во время путешествия, далеко от дома, или при изменении рутины отхода ко сну.

Поскольку ригидность является одним из основных признаков аутизма, к лечению или проведению вмешательства следует подходить с осторожностью. Не следует ставить перед собой цель превратить «негибкого» человека в «гибкого». Цель должна заключаться в том, чтобы помочь ребёнку адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, который никогда не будет оставаться неизменным, а также увеличить навыки детей справляться с трудностями, а именно, навык принимать то, что они не в силах контролировать.

Большинство из нас, в той или иной степени — рабы своих привычек. Мы покупаем косметику определенной марки, чистим зубы определенным образом, паркуемся в одном и том же месте, когда ездим на работу, всегда сидим во втором ряду на лекциях в колледже и т. д. По сути, это не проблема, когда человек предпочитает, чтобы его жизнь была однообразной и предсказуемой.

Но.

Это превращается в проблему, когда реакцией на нарушение привычного порядка действий являются: эмоциональный «взрыв», агрессия, самоповреждающее поведение и т. д. Например, есть определённые рестораны, где я заказываю одно и то же каждый раз, когда я туда прихожу. Если однажды я бы пришла, и этих блюд не было бы в наличии, у меня бы это вызвало недовольство и разочарование. Я бы могла даже встать и уйти, чтобы поесть в другом месте. Но я бы не стала опасной для себя и окружающих, и не демонстрировала бы упорно своё недовольство часами или днями.

Как же помочь детям, с которыми мы работаем, и нашим близким людям, спокойно принимать неизбежные перемены в их жизни?

ABA (ПАП) предлагает множество стратегий для обучения гибкости и спокойному отношению к переменам. Давайте обсудим некоторые из них:

  1. Чему мы будем учить ребёнка взамен? Этот вопрос действительно важен, и он должен быть самым главным. Мы не можем просто разрушить уже сложившиеся паттерны поведения и ритуалы, мы должны сначала определить замещающее их поведение. Оно может заключаться в обучении навыку просьбы («Я хотел красную чашку»), навыку ждать («Мы пойдем в «Уол-Март», но СНАЧАЛА я сделаю остановку у магазина «Вендис»), навыку справляться с гневом и разочарованием («Я понимаю, что ты разозлился. Давай глубоко подышим, хорошо?»), или навыку решения проблем («О нет, батарея планшета разрядилась. Как нам это исправить?»).
  2. Можем ли мы исключить наличие других глубинных проблем? Нередко аутизм сочетается с другими заболеваниями. У ребенка только «ригидность», или у него также есть ОКР? Или у него есть не выявленное тревожное расстройство?
  3. Намеренное и последовательное внесение изменений. Я работаю с большим количеством семей, которые пытаются обойти эту проблему, избегая изменений в окружающей среде своего ребенка, они послушно следуют всем ритуалам, и даже специально объезжают стороной общественные места, где у ребенка может начаться нежелательное поведение. Я понимаю, что это кажется простым способом решения проблемы, но, на самом деле, это только её усугубляет. Вести себя так, будто ничего в окружающей среде ребенка никогда не будет меняться – это всё равно, что специально его обманывать. Это не имеет отношения к реальной жизни. Следует помогать ребёнку, целенаправленно вводя небольшие изменения (начните с очень малых изменения), а затем помогая ему принять эти изменения. Кстати, о спокойном отношении…
  4. Помогите ребёнку разработать «план действий», на случай, когда он чем-то раздражён. Для каждого ребёнка он будет очень индивидуальный, поэтому я не могу дать никаких рецептов. Самое при этом важное – ­­ использовать вмешательство, основанное на функциях поведения, чтобы научить ребенка стратегии де-эскалации. Например: когда в школе будет замена одного из учителей, расскажите об этом ребёнку (если это возможно). Поговорите о том, как он/она относится к этому изменению. Посочувствуйте страданиям ребёнка, не преуменьшая их. Включите в список шагов такие действия как: как хождение взад-вперед, сжимание мячика-антистресса, мычание (напевание под нос) и глубокое дыхание с закрытыми глазами. Напомните ребёнку о том, что остается неизменным, и что он может контролировать. Например: «Я понимаю, ты сердишься из-за того, что мистера Уокера сегодня нет. Это огорчает. Давай сделаем перерыв и выйдем в коридор. А когда вернёмся, ты мне скажешь, мы сначала будем писать в журнале или посмотрим папку со словами. Хорошо?».
  5. В Шаге № 4 я упомянула об «эмпатии». Я понимаю, когда у Вашего ребёнка/клиента/ученика случается эмоциональный «взрыв» из-за передвинутого стула, другой тарелки во время завтрака или сломанной игрушки, это может вызывать сильный стресс и негативные эмоции. Вы, возможно, думаете: «Неужели это настолько важно?»  А Вы сами любите перемены? Если честно, большинству из нас не нравятся неожиданные перемены, о которых мы не просили. Мы чувствуем злость и раздражение. Так что, даже если Вы не можете понять силу эмоционального «взрыва», вы можете себе представить, что чувствует Ваш ребёнок, верно? Это «представление» и есть эмпатия. Поставьте себя на место ребёнка и отнеситесь к нему так, как хотели бы, чтобы отнеслись к вам, если бы Вы были сильно расстроены и взволнованы.

Также на нашем YouTube канале есть запись прямого эфира, посвященная данной теме  — «Работа с ритуалами».

Переводчик — Галина Чернобай.

Обучение гибкости