Как остановить самостимулирующее поведение?

ссылка на оригинальную статью

Как эффективно останавливать поведение самостимуляции с помощью реактивного поведенческого плана.

Ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения являются одним из клинических диагностических критериев расстройств аутистического спектра. Самостимулирующее поведение является примером повторяющегося поведения, которое грубо можно разделить на три типа:

  • Использование частей лица и тела для получения сенсорной стимуляции, такое как: раскачивание тела, вращение вокруг своей оси, хлопание и махание руками, рисование пальцами в воздухе и т.д. Помимо выше перечисленного, когда ребенок подолгу смотрит на предметы, например, на линии на полу, это также является часто встречающимся поведением самостимуляции.
  • Использование объектов для стимуляции чувств. Например, ребенок непрерывно вращает контейнеры, игрушки, колёса автомобилей и т.д.
  • Проявление навязчивых привычек, таких как: настаивать на ношении одежды только определённого цвета, держать предметы только одним способом, расставлять их определённым образом, придерживаться ритуалов (и настаивать на том, чтобы выполнять каждое действие самому), говорить всё время на одну и ту же тему и т.д.

Мы часто слышим от родителей, что они, ежедневно сталкиваясь с самостимулирующим поведением, ругают детей, игнорируют их, наказывают и так далее. И эти действия не позволяют эффективно останавливать данное поведение, а в некоторых случаях, это приводит к тому, что поведение появляется более часто, и ситуация становится ещё хуже. Причина проста: целью всех этих действий является сенсорная стимуляции, и поощрение, которое ребенок получает, когда ему удается эти действия выполнить, слишком сильное. Поэтому использование неэффективных стратегий только способствует проявлению данных неприемлемых форм поведения.

Наш директор, Тоби Маунтджой, поделился с родителями как учить ребенка замещающему поведению и перенаправлять поведение самостимуляции (проактивный план). В перспективе, обучение альтернативным навыкам – эффективный способ решить проблему. Тем не менее, если у ребенка поведение самостимуляции происходит очень часто, возможно, будет очень сложно начать его учить любым другим навыкам. Поэтому есть несколько способов прерывания самостимулирующего поведения (реактивный план).

Во-первых, вы должны понимать, что ребенок не может избавиться от самостимуляций сразу, особенно на ранних стадиях вмешательства. Поэтому будет правильно, если вы будете каждый день выделять некоторое время (например, на 15-20 минут) для того, чтобы поработать над поведением самостимуляции.

Шаг1: Когда ребенок занимается самостимуляцией, от вас может потребоваться дотронуться до части тела ребенка или даже блокировать его тело целиком, чтобы прервать поведение (например, осторожно опустить руки ребенка, если он хлопает и машет руками). Цель состоит в том, чтобы немедленно убрать сенсорное удовольствие, которое ребенок получает благодаря этим действиям. Чем раньше поведение прекращается, тем меньше времени ребенок получает удовольствия. Если это возможно, родители должны использовать наименьшее количество физических действий / помощи, чтобы остановить поведение, потому что мы хотим, чтобы ребенок постепенно учился контролировать своё поведение самостоятельно. Таким образом, в будущем, прерывание поведения может стать относительно более быстрым и легким. Если ребенок использует объект для получения сенсорной стимуляции (например, вращение чашки), просто уберите объект.

Шаг2: Используйте поощрения, чтобы побудить вашего ребенка проявлять сдержанность. Родители, знакомые с использованием жетонов, могут со своими детьми использовать жетоны для обмена на поощрение. Или же родители могут обеспечить прямое подкрепление (например, любимое лакомство, планшет и т.д.). Как правило, на ранних этапах вмешательства, количество времени, в течение которого ребенок может проявлять сдержанность, очень короткое. Поэтому родителям приходится ловить правильный момент для быстрого и прямого поощрения. Во время выдачи подкрепления, также хвалите ребенка простым и лаконичным языком, чтобы ребенок понимал, что от него хотят, и как себя вести, например: «Хорошие ручки, спокойные». Это поможет ребенку понять разницу между самоконтролем и проявлением самостимулирующего поведения, а также связь с получением поощрения.

Шаг3: По мере того, как ребенок начнёт учиться контролировать свое поведение, Вы можете постепенно подключать обучение альтернативным навыкам или другим занятиям. Предположим, что Вы хотите научить ребенка собирать паззлы, чтобы занять его руки. И Вы постепенно будете объединять обучение играть с паззлом с тренировкой самоконтроля. Например, ребенок должен собрать шесть жетонов для того, чтобы получить поощрение, поэтому для получения первых 3-4 жетонов ему будет предоставлена возможность продемонстрировать самоконтроль (т.е. воздержаться от самостимуляции). А затем, на оставшиеся жетоны, ему дают паззл, чтобы он мог продемонстрировать соответствующие навыки игры с головоломкой. Жетоны даются, когда ребенок выполняет инструкцию собрать паззл и одновременно демонстрирует сдержанность.
Родители могут менять количество жетонов в зависимости результатов ребенка. Собирание паззла становится навыком, заменяющим хлопание и махание руками.

Когда дети понимают, какое поведение им необходимо контролировать, время, в течение которого они воздерживаются от самостимулирующего поведения, увеличивается. А следовательно, количество времени, в течение которого родители могут заниматься с ребенком, и надежды на освоение соответствующих навыков также заметно возрастают.

Информация предоставлена Кристи Лэй, Старшим поведенческим аналитиком АР.