Развитие социальных навыков

Ссылка на оригинальную статью.

Нижне приведены цитаты из DSM–V, описывающие проблемы в социальной сфере, которые соответствуют диагнозу РАС:

А) Устойчивый дефицит социальной коммуникации и социального взаимодействия в различных ситуациях, который не объясняется общей задержкой в развитии и проявляется в виде трех дефицитов, присутствующих одновременно:

  1. Дефицит в социально-эмоциональном взаимодействии
  2. Дефицит в невербальной коммуникации, которая направлена на взаимодействие
  3. Дефицит в развитии и поддержании отношений

АВА – терапия направлена на развитие этих навыков, для того чтобы дети могли лучше функционировать дома, в школе и обществе. Много внимания уделяется обучению (прямому или случайному) и интенсивной тренировке, однако социальные навыки, к сожалению, иногда отодвигаются на последний план или считаются менее важными. На самом деле социальные навыки очень важны. Коммуникативные и социальные навыки тесно связаны, поскольку ребенок, который имеет проблемы в навыках общения и рецептивной речи, может мало интересоваться взаимодействием с другими. Обычные сверстники тоже могут избегать общения с ребенком, который общается преимущественно посредством неприемлемого поведения. Проблемы в коммуникации могут существенно повлиять на то, как ребёнок проявляет себя в обществе.

Для большинства из нас нет необходимости подробно обучаться таким навыкам, как зрительный контакт, параллельная игра, невербальная коммуникация. Мы усвоили их из своего окружения, и когда это поведение социально подкрепилось, произошло обучение. Согласно Теории Социального Научения, мы обучаемся новому поведению через наблюдение, подражание и моделирование. Для ребенка с аутизмом социальное обучение может оказаться затруднительным или вовсе невозможным. Я могу ездить к ребенку, своему клиенту, каждую неделю,   махать ей и улыбаться, когда я приезжаю, однако это не означает, что она начнет спонтанно подражать моему поведению и тоже меня приветствовать. Возможно, мне придется давать инструкцию и подкрепить ее поведение, чтобы она ответила. Как и академические, социальные навыки должны быть частью учебного плана. Если вы хотите видеть улучшения в области социализации, обучайте им.

Существует заблуждение, что если дети имеют проблемы в социальных навыках, то они каким-то волшебным образом «научатся» нужному поведению, просто находясь рядом со сверстниками. Проблема в том, что если ребёнок находится близко физически, это не значит, что он может обучаться или понимать социальные косвенные подсказки. Поэтому нет смысла ожидать, что инклюзивная среда решит все проблемы социального характера.

Социальные навыки — это нечто большее, чем способность играть со сверстниками. Социальные навыки могут включать в себя:

Зрительный контакт, распознавание мимики, улыбку, знание хороших манер, соответствующие ситуации прикосновения, близость к другим / личное пространство, гигиену, светскую речь, участие, навыки слушания, умение ждать, умение просить и принимать помощь, умение рассказывать, юмор/сарказм, умение выполнять групповые инструкции, спрашивать и отвечать на вопросы, знание о половом воспитании (в т.ч. о том, можно ли мастурбировать в публичным местах), эмпатию, умение выступать публично, умение делиться, использование модуляций голоса, социально приемлемое поведение.

Социальные навыки –  это широкое понятие и в основном оно охватывает любые навыки или поведение, которое касается окружающих или влияет на них. Если мыслить в такой терминологии, несложно заметить, насколько широким может быть спектр проблем в области социальных навыков.

Итак, как же Вы обучаете социальным навыкам?

Существует множество руководств, компьютерных программ и книг, в которых  подробно описывается то, как обучать социальным навыкам. Два таких инструмента, которые лично я считаю очень полезными – это социальные истории, разработанные Кэрол Грей и компьютерная программа SocialSkillBuilder. Однако, для того, чтобы начать обучать социальным навыкам, нет необходимости покупать какую-либо специальную книгу или программу. Ниже приведены несколько рекомендаций:

1 Для ребёнка дошкольного возраста: Создавайте ситуации, в которых Вы можете наблюдать за ребенком в кругу других детей. Чаще всего взрослому проще увлечь ребенка, чем другому ребенку. Поэтому, Вы не можете предположить, что если ребенок делится игрушкойс Вами, это значит, что он поделился бы ей с другим ребенком. Наблюдайте его поведение не только со сверстниками, но и со старшими и младшими детьми. Это важно, поскольку иногда ребенок может полностью игнорировать сверстников, но он будет взаимодействовать с детьми гораздо младшего возраста, чем он сам. Вы наблюдаете, для того, чтобы увидеть, как ребенок социально взаимодействует в сравнении с другими детьми. Обращайте внимание на расположение его тела, включенность, проявляет ли он инициативу начать игру или общение, делится ли он с другими, как близко он подходит к другим. Как только Вы обнаружили социальный дефицит, это Ваша отправная точка для того, чтобы начать обучение.

2 Если ребенок школьник: помимо наблюдения за ребенком с другими детьми, Вам необходимо наблюдать его в классе. Обратите внимание на то, как он ведет себя вне занятий, во время смены деятельности и перемен, при выполнении индивидуальных и групповых заданий, как взаимодействует с учителем. Большинство заданий в классе требует сложных социальных навыков. Даже очень успешный ребенок, который хорошо учится, может встретиться с серьезным социальным неодобрением со стороны своих сверстников, если продемонстрирует социально неожиданное поведение. Как только Вы обнаружили здесь проблему, это отправная точка для того, чтобы начать обучение

3 Для решения обнаруженных проблем, создайте четкие и измеримые цели: Если Вы заметили, что ребенок избегает быть рядом с другими детьми и сердится, когда его трогает другой ребенок, глобальной социальной целью может быть: «Когда создано условие, Стейси надлежащим образом сидит с классом в течение 15 секунд». Неверным выбором цели было бы: «Когда создано условие, Стейси будет хорошо играть со своей сестрой и не бить ее. Второй вариант — это плохая цель, поскольку неясно, что значит «хорошо играть».

4 Для написания программ по развитию социальных навыков, работайте в тесном сотрудничестве с ВСВА или Главным терапистом: Если у Вас нет Консультанта или Главного тераписта, который пишет АВА-программы, обратитесь за помощью к одному из учителей ребенка. Составление учителями учебных планов и прописывание целей очень похоже на ту работу, которую выполняют АВА-специалисты, когда пишут поведенческие программы.

5 Поймите, что большинству задач в области социальных навыков первоначально обучение происходит через взрослого: это связано с тем, что ребенка обычно сложно заставить принять участие в необходимых для обучения ситуациях повторения, а также с тем, что к взрослым дети обычно менее агрессивны, чем к сверстникам. Другими словами, Вашему ребенку, возможно, будет проще обучиться навыку делиться сначала с взрослым, а уже потом с другим ребенком. Как только Вы достигли успеха в обучении социальному навыку с взрослым, сразу можете представлять сверстника. Когда ребенок будет успешен со сверстником, можете начинать обучать навыку в группе сверстников.

6 Придерживайтесь АВА-методологии: Используйте позитивное подкрепление для обучения и закрепления социальных навыков; собирайте и анализируйте данные, чтобы отслеживать прогресс и планировать обобщение изученных навыков.

7 Не ждите от ребенка, что он будет проявлять навык, который он еще не изучил: обычно я объясняю родителям это так: «Если поведение неустойчиво или оно устойчиво плохое, нам нужно принять факт, что ребенок не знает, как себя вести». Если вы знаете, что у вашей дочери недостаточно социальных навыков, не удивляйтесь тому, что она бьет своего брата, когда не хочет отдавать ему игрушку. Для Вас не должно быть удивительным то, что она отказывается обнять бабушку или что ее учительница жалуется Вам на сильные истерики во время большой перемены. Будьте готовы к тому, что Вашему ребенку необходима помощь, для того чтобы быть успешным в разных социальных ситуациях, в дополнение к его структурированному АВА-обучению.

Перевод – Юлия Бахарева