Программа «Игровые станции»

Ссылка на оригинальную статью.

Автор статьи: Тамейка Медоуз, ВСВА

Прекрасная программа для того, чтобы обучить игре или развить соответствующие возрасту навыки игры: игровые «станции»

Я обычно провожу обучение по данной программе во время сессии, в рамках NET (Natural Environment Training — Обучение в естественных условиях), и особенности её реализации варьируются в зависимости от возраста ребенка, его способностей в плане игры и окружения. Поэтому всё то, что написано ниже, следует рассматривать как образец, который нужно индивидуально подстраивать конкретно под детей, с которым Вы работаете.

Обучающие игровые «станции» могут идеально подойти для детей с дефицитами навыков игры, для обучения самостоятельным занятиям/проведению досуга, или для детей дошкольного возраста, у которых возникают трудности в данной обстановке. Многие маленькие дети, с которыми я работаю, проводят время в дошкольной группе/детском саду, шатаясь бесцельно по комнате или демонстрируя проблемное поведение. В данной окружающей среде, как правило, меньше занятий строго по расписанию и больше времени для «свободных» игр с несколькими вариантами выбора по всей комнате. Поэтому ребенок окажется в неблагоприятном положении, если не сможет/не захочет активно участвовать в выборе игр.

Игровая «станция» — это просто полностью укомплектованная зона для игры со связанными между собой группами игрушек. Например, зона для лепки, игрушечная кухня, зона для игр с водой (мне также нравится включать сенсорные игры), зона с кубиками/лего и т.д. Подумайте о том, как выглядит обычная комната для занятий дошкольников. Комнату разделяют на сектора, включая игровые зоны, их учителя часто называют «центрами». Игрушки находятся в строго отведенном месте, и у детей есть множество вариантов перемещения между зонами. Игровая «станция» также может состоять из одного тематического игрового набора, например: автомойка, лабиринт со стеклянными шариками или железная дорога. Количество вариантов бесконечно.

Мне нравится обозначать игровые зоны, это может быть сделано в текстовом или визуальном формате, а также включать обучающие подсказки как для команды терапистов, так и для родителей/всех кто присматривает за ребенком. Для меня огромным преимуществом данной программы является то, что ее часто можно без проблем обобщить для родителей, перенести за пределы сессии.

Обучающие подсказки в случае терапистов могут учитывать актуальные цели, которые можно включить в игру. Например, на основе игровой «станции» для рисования терапист может ввести названия/обозначения цветов, копирование/письмо, имитацию, однокомпонентные инструкции, обучить, как делиться или соблюдать очередность, а также большому количеству движений мелкой моторики («открой _____», возьми «___», «возьми ножницы, чтобы порезать» и т.д.). Освоенные навыки могут также быть включены в программу с целью их поддержания или обобщения стимулов.

Обучающие подсказки для родителей могут включать способы взаимодействия/увлечения ребенка игрой, а также несколько обучающих примеров (которые были смоделированы для родителей во время сеансов терапии). Например, в случае «станции» для игр с водой родитель может начать с игры  на имитацию с переливанием воды, провести тренинг на формирование запросов, чтобы научить ребенка просить, или переключить внимание ребенка на одно из занятий игровой «станции», когда родителю нужно ответить на звонок или постирать, и т.д.

Для детей старшего возраста, или если это необходимо, для обучения также можно использовать игровые сценарии. Например, на игровой «станции» вместе с костюмами для переодевания, в качестве подсказки, может лежать следующий сценарий:

Персонажи: городской житель (Г), пожарный (П)
Реквизит: пожарная каска; пустая бутылка с распылителем; огонь, нарисованный мелками.

  1. Г:«О, нет! Пожар!»
  2. П:«Не волнуйтесь, я еду вам на помощь»
    (Звуки пожарной машины, направьте воображаемую пожарную машину в сторону пострадавшего)
  3. Г: «Помогите! Там пожар!» (показывает на огонь, нарисованный мелками)
  4. П:«Я вас спасу» (брызгает на нарисованный мелками огонь из пустой бутылки)
  5. Г:«Помогите, тут еще один пожар!»(показывает на другой рисунок мелками)
  6. П:«Я вас снова спасу!». (брызгает на рисунок)
    — Продолжать пока все «пожары» не закончатся»—-
  7. Г:«Спасибо большое!»
  8. П:«Всегда пожалуйста».

Со временем подсказку в виде сценария можно убрать, можно меняться с ребенком ролями, и варьировать речь, чтобы сделать её более спонтанной. Например, пожарный может сделать вид, что не может потушить огонь, чтобы посмотреть, как гражданин будет реагировать.

И помните о том, что цель данной программы – обучить навыкам игры, то есть это должно быть ВЕСЕЛО!

Если ребенку не нравятся занятия на игровой «станции», необходимо протестировать поощрения. Возможно, временной интервал слишком длинный, возможно самому взрослому не весело в это всё играть, возможно, игры, из которых можно выбрать, не такие уж интересные.

Ребенку нравятся соломинки? Железный человек? Бусы? Моя маленькая Понни? Добавьте их интересы/предпочтения в игровую «станцию», и не забывайте про фантазию, придумывая варианты игры.

Ниже приведено несколько примеров разнообразных игровых «станций». Все рисунки найдены на сайте www.pinterest.com:

Переводчик Галина Чернобай.