Как эффективно развивать учебную мотивацию у детей с РАС

Оригинальная статья — https://bit.ly/2KJoNK6


Одним из важнейших источников мотивации к обучению являются награды. Награды — это не обязательно еда или игрушки. Это также могут быть игры, занятия, внимание, возможность выйти, чувство удовлетворения, признание сверстников и т. д. Награды могут способствовать эффективному обучению, но эффективно использовать награды не так просто, как кажется. Это требует знаний и навыков, особенно применительно к детям с РАС.

Первое: награды не обязательно должны быть теми вещами, которые, как мы обычно думаем, понравились бы детям.

Учитывая ограниченные интересы и ограниченные коммуникативные навыки детей с РАС, мы должны внимательно наблюдать и анализировать их поведение при выборе эффективных вознаграждений.

Возьмем игрушки в качестве примера. Вы можете наблюдать, как ребенок активно тянется, чтобы схватить игрушку, выражает радость или проявляет нежелание или сопротивление, когда игрушку забирают. Если ребенок не проявляет никакой реакции или отказывается взять игрушку, когда вы предлагаете, то это не будет эффективной наградой, независимо от того, насколько ценным мы считаем этот предмет, или насколько он нравился ребенку раньше.

Критично важно дать вознаграждение своевременно

1 Детям, которые только начали общаться устно, чтобы побудить их говорить больше, мы должны давать награды сразу же, когда они попросят.

Например, если они попросили игрушку, которую они хотят, мы должны дать им игрушку немедленно, давая им понять «силу речи» и повышая их мотивацию говорить.

С другой стороны, если они не получают игрушку после просьбы в течение минуты или двух, они понимают, что говорить бесполезно. Если они попробовали другие методы, такие как крик, и получили игрушку, то они предположат, что крик — это эффективный способ коммуникации, даже если наше намерение состояло в том, чтобы выдать награду после того, как они попросили. Это произойдёт, поскольку награда была отложена.

2 Дети с РАС, которые имеют некоторые речевые навыки, могут воспользоваться «силой речи» и делать много различных запросов в течение дня. Поскольку невозможно удовлетворить все их просьбы сразу, некоторые родители и учителя предпочли бы, чтобы они молчали или переключили свое внимание на что-то другое.

Однако, когда дети с РАС обнаруживают, что разговоры не помогают получить желаемого, а молчание вряд ли принесет очевидную пользу, они могут начать демонстрировать свое недовольство таким поведением, как непослушание, жалобы или крики и т. д.

Когда ситуация становится трудно контролируемой, учителя или родители могут предложить «взятку», например: «Я куплю картошку фри, если ты будешь хорошо себя вести» или «Ты можешь играть за компьютером, если будешь молчать».

Казалось бы, использование подкупа («взятки») не только мгновенно решает поведенческие проблемы детей, но и легко применяется даже людьми без профессиональной подготовки.

Однако за этими выгодами скрываются потенциальные риски: если «взятка» всегда предлагается сразу после нежелательного поведения, то это поведение, наоборот, будет усиливаться.

Дети с РАС поймут что, когда они послушны, то не получают внимания или других преимуществ. Только непослушание или крик помогают получить выгоду от родителей и учителей.

Таким образом, чтобы эффективно развивать учебную мотивацию детей с РАС, необходимо не только приобрести отличные навыки применения поощрений, но и постоянно оценивать и корректировать ситуацию на основе реакций и поведения детей.

Если родители или специалисты смогут применять вышеперечисленные методы, правильно оценивая ситуацию, то, я уверен, учебная мотивация детей с РАС может значительно возрасти и повысить эффективность их обучения.