Не является ли положительное подкрепление «взяткой»?

«Дорогие Behavior BFF, я прочитал многие ваши статьи, и для меня всё выглядит так, будто вы хотите, чтобы мы все давали «взятки» своим детям, чтобы они вели себя примерно. Какое отношение это имеет к науке о воспитании детей? Неужели вы утверждаете, что подкуп – это хорошо?

Я даже сказать Вам не могу, как часто положительное подкрепление ошибочно сравнивают с подкупом. Давайте рассмотрим вопрос с двух сторон: с точки зрения определений, и с точки зрения примера из реальной жизни.

Официальное определение положительного подкрепления: «когда поведение немедленно сопровождается предоставлением стимула, который увеличивает частоту поведения в будущем» (Cooper, Heron, & Heward, 2007). Поощрение происходит после того, как поведение случилось.

Взятка – это «то, что дают, чтобы побудить к действию или повлиять» (Merriam-webster). Взяточничество означает: «влиять на кого-либо или подкупить его с помощью взятки». Взятку обычно предлагают или дают до того, как поведение произошло.

Цель позитивного подкрепления – закрепление желаемого поведения, здесь нет подкупа в каком бы то ни было виде. Подкуп обычно происходит в тот момент, когда хотят заставить ребенка перестать вести себя плохо. Это не имеет никакого отношения к закреплению правильного поведения. На самом деле, это скорее способ непреднамеренного поощрения проблемного поведения.

Еще одно явное различие между двумя определениями: вы поощряете поведение, а подкупаете человека (ребенка).
В случае позитивного подкрепления, мы сфокусированы на желаемом поведении. Мы не пытаемся изменить самого ребенка, изменить его характер или испортить его.

Как насчет примера из жизни?
У трехлетнего ребенка проблемы с поведением при укладывании его спать, включая нытье, крики, отказ следовать инструкциям родителей и громкий плач.

Систематический подход в данном случае заключается в использовании метода Примака: «если ты хорошо себя ведешь, когда ложишься спать, то можешь посмотреть шоу утром».
Мама заканчивает читать сказку, поправляет ребенку одеяло и идет к двери.
Мама: Доброй ночи. Я тебя люблю.
Ребенок: Еще одну сказку!!!
Мама: Со сказками всё. Ложись спать, веди себя хорошо, и ты сможешь посмотреть твоё любимое шоу утром.
Ребенок: Еще одну сказку! Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста!
Мама: Если ты перестанешь ныть и кричать прямо сейчас, я обниму тебя ещё одни разочек.
Ребенок затихает. Мама идет назад к кровати, обнимает ребенка и возвращается к двери.
Мама: Спокойной ночи. Я тебя люблю.
Ребенок: Обними ещё раз!!!
Мама: Если ты ляжешь спать и будешь тихо себя вести, сможешь посмотреть твое любимое шоу утром. Я закрываю дверь. Спокойной ночи.
Ребенок продолжает кричать и шуметь еще несколько минут. Следующим вечером она тихо ложится в кровать, чтобы заработать право посмотреть шоу утром.

Где конкретно в этой истории имеет место подкуп? А положительное подкрепление?

Позитивное подкрепление, в данном примере – это система: «ты можешь заработать —шоу, если тихо ляжешь в кровать». В хорошо спланированной системе, целевое поведение определено и показано ребенку много раз. Шоу – поощрение для желаемого поведения.

Подкуп произошел во время процесса прекращения проблемного поведения: нытья «пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста». Мама вынудила дочку остановиться, предложив нечто большее, что раньше не оговаривалось. Мама уже одной ногой была за дверью, а значит, согласно программе, никаких объятий, никаких взаимодействий. Но что по факту произошло? Подкуп, с целью остановить нытьё в конкретный момент.
Это сработало? На минуту, может быть. Было ли это эффективно в долгосрочной перспективе? Точно нет. То, что эта вымышленная (но слишком похожая на всех нас) мама сделала, так это усилила проблемное поведение. «Если ты поноешь, мама вернется и обнимет тебя». Это что за поведенческий план такой?

Подкуп и положительное подкрепление – не одно и то же. Благодаря систематическому и продуманному применению, положительное подкрепление может увеличить желаемое поведение. Подкуп не является ни систематическим, ни продуманным, и он ничего не дает для обучения или повышения частоты желаемого поведения.

Взятка отличается от подкрепления тем, что подкуп предназначен для того, чтобы человек, который даёт взятку, получил выгоду для себя. Цель положительного подкрепления — помочь человеку, который его получает.
Положительное подкрепление увеличивает частоту поведения. Взяточничество оказывает негативное влияние на ребенка и развращает его. Это не одно и то же.

Если сосредоточить внимание на позитивном подкреплении, больше узнать о нем и использовать его, то это поможет любому родителю и его ребенку вместе отпраздновать большее количество успехов.

Литература:
Bribe. (n.d.). Retrieved September 25, 2017, from Merriam-Webster website https://www.merriam-webster.com/dictionary/bribe
Bribery. (n.d). Retrieved September 25, 2017 from Dictionary.com website http://www.dictionary.com/browse/bribery
Cooper, J., Heron, T., & Heward, W. (2007). Basic Concepts. Applied Behavior Analysis(2nd ed., pp 560-567). Columbus: Pearson

Автор статьи: Леанна Пейдж, Магистр педагогических наук, BCBA (опыт работы с детьми с особенностями и их родителями — более десяти лет)

Источник: ссылка на оригинальную статью

Перевод: Галина Чернобай