Обучение поведенческим навыкам во время ужина

Ссылка на оргинальную статью

Обучение поведенческим навыкам во время ужина.

«Дорогие Behavior BFF, мне нужна серьезная помощь с поведением детей во время ужина. Мои двое сыновей спорят, орут, валяют дурака, отказываются есть и так далее. Мы не можем сходить вместе в ресторан и отказываемся  от любых приглашений наших друзей на  ужин. Сыновья каждый раз превращают  ужин в нечто ужасное. Пожалуйста, помогите!»

Да, приемы пищи – дело непростое. Я уже писала статью на эту тему, конкретно ориентированную на малышей. Существует много способов положительного подкрепления поведения, которые Вы можете использовать, чтобы  улучшить поведение за обеденным столом. Чтобы не перегрузить Вас и не забросать идеями, давайте сосредоточимся на одной научно-обоснованной методике обучения и увеличения вероятности желаемого поведения: на тренинге навыков поведения (Behavior Skills Training, сокращенно BST)

Что такое Тренинг навыков поведения (BST)?

BST – это научно-обоснованная методика обучения новым навыкам. Ей дали следующее определение: «процедура, состоящая из инструкций, моделирования, репетиции поведения и обратной связи, которая используется для обучения новому поведению или навыкам” (Miltenberger, 2004). Вы можете узнать больше о BST из других статей на bSci21.

Обучение состоит из четырех шагов: (1) инструкции, (2) моделирование, (3) репетиция (4) обратная связь.

Шаг 1: Инструкции

Расскажите Вашим сыновьям, какое поведение Вы от них ожидаете во время ужина. Это не лекция, просто дайте им инструкции. Будьте кратки и точны. Дайте определение желаемому поведению в конкретных и простых терминах. Используйте то поведение, что Вы сами наблюдаете, не используйте общие прилагательные. Определите для себя максимум 3 приоритетных поведения, иначе этот список никогда не закончится.

Пример: «За столом желательно вести себя так: в большинстве случаев разговаривать голосом средней громкости, есть ту еду, которую дают, и следовать инструкциям родителей максимум со второго напоминания.»

Шаг 2: Моделирование

Проделайте все то, о чем Вы сказали во время стадии «Инструкции BST». Это означает, что надо физически выполнить все инструкции. Вы можете показать разные примеры, как нужно себя вести. Это не лекция или рассказ о том, какое поведение Вы ждете. Это когда дети наблюдают за тем, как Вы сами ведете себя определенным образом. В Вашем конкретном случае,  будет лучше не проделывать все это во время обеда. Смоделируйте ситуацию отдельно, когда  тарелка с едой будет только у Вас, как неотъемлемая часть действия. От детей ничего не требуется, кроме как наблюдать за Вами.

Например: «Слышите каким голосом я разговариваю? Это средняя громкость, и я не буду говорить громче.» Поговорите вежливо с кем-нибудь, кто находится рядом с вами. Позвольте детям дать Вам инструкции и следуйте им не более чем со второго напоминания.

Шаг 3 : Репетиция

Теперь время попрактиковаться с Вашими сыновьями. Опять же, я бы не стала делать это во время обеда, но тренировала бы их во время сессий, в любое другое время дня. Это не должно быть чем-то серьезным и обязательным, несколько минут здесь, несколько минут там. Играйте по очереди роли родителя и ребенка, если это обеспечивает более активное участие сыновей. Ключевым моментом здесь является, что Вы тренируетесь и репетируете до тех пор, пока они не поймут, как правильно. Не ждите, что после того, как вы проиграете ситуацию один раз, ужин этим вечером чудесным образом пройдет гладко. Практика, практика, и еще раз практика.

Шаг 4: Обратная связь

Обеспечение конкретной обратной связи, когда ребенок применяет навыки в реальной жизни (то есть, во время приема пищи, а не во время практических занятий) помогает выучить и закрепить новые навыки. Это означает не просто корректирующую обратная связь. Вместо того, чтобы тратить свое время на ворчание о том, какое поведение Вы ожидали, сосредоточьтесь на похвале и оказывайте внимание всем правильным  поведениям, в которых Ваш ребенок принимает участие. Если необходимо, дайте корректирующую обратную связь с инструкциями. Не превращайте её в критику или наказание. Просто скажите, какое поведение вы от них (сыновей) хотите, и что для этого нужно сделать.

Приведем несколько примеров:

«Какая забавная история! Спасибо что ты говоришь тихо. Ты великолепен!»

«Ух ты, ты съел весь ужин! Давай отпразднуем и попозже ляжем спать?»

«Ты начинаешь повышать голос. Мне очень нравится говорить с тобой о том, как прошел твой день или шутить, но только если ты разговариваешь голосом средней громкости.»

Стадия репетиции или ролевых игр может показаться взрослым людям достаточно глупой, особенно на первый взгляд. Но практика до того момента, как Вы получите желаемое, способствует эффективному обучению новым навыкам. И если Вы играете разные роли в сценарии, часто оказывается, что это веселое занятие с кучей смешных моментов.

Не надо просто верить мне на слово. Узнайте больше о методе BST из источников, перечисленных ниже. Это мощный инструмент, который легко применить и который можно использовать в любой ситуации и для обучения любому поведению!

Литература

Gianoumis, S., Seiverling, L., & Sturmey, P. (2012). The effects of behavior skills training on correct teacher implementation of natural language paradigm teaching skills and child behavior. Behavioral Interventions, 27(2), 57-74.

Miles, N. I., & Wilder, D. A. (2009). The effects of behavioral skills training on caregiver implementation of guided compliance. Journal of Applied Behavior Analysis, 42(2), 405-410.

Miltenberger, R. (2004). Behaviour Modification: principles and procedure (3rded.) Belmont, CA. Wadsworth Publishing.

Miltenberger, R. G., Flessner, C., Gatheridge, B., Johnson, B., Satterlund, M., & Egemo, K. (2004). Evaluation of behavioral skills training to prevent gun play in children. Journal of Applied Behavior Analysis, 37(4), 513-516.

Reid, D. H. (2012). Supervisor’s Guidebook: Evidence-based Strategies for Promoting Work Quality and Enjoyment Among Human Service Staff. Habilitative Managment Consultants.

Ward‐Horner, J., & Sturmey, P. (2012). Component analysis of behavior skills training in functional analysis. Behavioral Interventions, 27(2), 75-92.

Автор статьи: Леанна Пейдж, Магистр педагогических наук, BCBA (опыт работы с детьми с особенностями и их родителями — более десяти лет).

Перевод Галина Чернобай