Аутизм и ABA

ABA-терапия

Кратко о прикладном анализе поведения (ПАП, по-английски Аpplied Behaviour Analysis, сокращенно — АВА)


Программа «Игровые станции»

В статье подробно описано, как обучить игре или развить соответствующие возрасту навыки игры с помощью игровых «станций» (зона для лепки, игрушечная кухня, зона для игр с водой, зона с кубиками/лего и т.д.).
Также смотрите рисунки разнообразных игровых «станций»!

Если времени на терапию слишком мало, и это Вас огорчает

 «Если часов терапии будет мало вне зависимости от причины, означает ли это, что бессмысленно проводить АВА-терапию вообще? Нет, не означает. Но это означает, что цели, выбранные для вмешательства, и методы вмешательства должны быть очень, очень реалистичными и практичными»
Предлагаем вашему вниманию трех китов, на которых может базироваться вмешательство в случае, когда часов терапии точно не хватает: обучение родителей, навыки саморегуляции и навыки самопомощи.


СТАТЬЯ Б.Ф. СКИННЕРА «Как найти то, что Вы должны сказать – беседа со студентами»

«Как и в любом применении поведенческого анализа, секрет успешного контроля над своим вербальным поведением в понимании, что же оно из себя представляет.» (Б.Ф. Скиннер)

В 1981 году один из самых влиятельных психологов середины XX века Беррес Фредерик Скиннер написал вдохновляющую статью «Как найти то, что Вы должны сказать – беседа со студентами», в которой рассказывает о вербальном поведении (устной речи), как им управлять более эффективно, как достичь успеха в том, чтобы говорить то, что нужно.
Данная статья является значимой и основополагающей в прикладном анализе поведения, изучающим речь, как поведение!


Поддержка позитивного поведения

Поддержка позитивного поведения (Positive Behaviour Support PBS) – это подход, который используется для подкрепления изменений в поведении ребенка или взрослого, которые испытывают сложности в обучении.

В Информационном листе к данной статье рассказывается о том, что такое план поддержки поведения, зачем он нужен, где и кто его может использовать, как составить подобный план. Также представлены три примера планов поддержки поведения. Два плана составлены на тему конкретных форм поведения — преодоления трудностей, связанных с автомобильными поездками и питанием. Третий план поддержки поведения основан на принципе «светофора» и направлен сразу на несколько поведений.


Значение визуального расписания

  1. Оно облегчает переход от одной деятельности к другой;
  2. Развивает независимость/Саморегуляция/Навыки проведения досуга;
  3. Обучает игровым навыкам (в частности, независимой игре);
  4. Дает подсказки без участия тераписта/любого взрослого;
  5. Снижает неконтролируемое «свободное время», которое обычно наполнено проблемным поведением;
  6. Обучает следовать расписанию/обучает распорядку дня;
  7. Обозначает, когда последует подкрепление;
  8. Обучает принимать решения.

Всё это о визуальном расписании.


Развитие социальных навыков

Для ребенка с аутизмом социальное обучение может оказаться затруднительным или вовсе невозможным. В статье приведены 7 рекомендаций, как начать обучать социальным навыкам.


Обучение поведенческим навыкам во время ужина

Приемы пищи – дело непростое. Существует много способов положительного подкрепления поведения, которые Вы можете использовать, чтобы  улучшить поведение за обеденным столом. В статье рассказывается об одной научно-обоснованной методике обучения и увеличения вероятности желаемого поведения: на тренинге навыков поведения (Behavior Skills Training, сокращенно BST)


Не является ли положительное подкрепление «взяткой»?

Часто положительное подкрепление ошибочно сравнивают с подкупом. В статье этот вопрос рассматривается с двух сторон: с точки зрения определений, и с точки зрения примера из реальной жизни.


Как сделать семейные разговоры приятными

Как превратить семейные разговоры из мучения в удовольствие.


Снижение подсказок для родителей

Подсказки – это прекрасный способ, замечательный способ, и даже научно обоснованный. Но если вы целый день заняты тем, что делаете подсказки своему ребёнку – возможно, пора сделать шаг назад.


Как правильно хвалить

Для того, чтобы ваши слова похвалы начали работать для Вас и для Вашего ребенка, скажите ему, за что Вы его хвалите.


Когда правило «сначала — потом» не работает

«Я всё жду, пока начнёт работать прием «Сначала…потом». Каждый день я повторяю: «Сначала автокресло, потом книга». Но усадить моего сына в автокресло  по-прежнему очень трудная задача. Поэтому я продолжаю ждать, пока принцип «Сначала…потом» начнёт работать.»


Как остановить самостимулирующее поведение

Как эффективно останавливать поведение самостимуляции с помощью реактивного поведенческого плана.


Что делать с поведением самостимуляции

В статье приведены некоторые рекомендации для работы с поведением самостимуляции, когда оно выполняет функцию провести время приятно или просто занять себя чем-то.