Аутизм и ABA

Статьи об аутизме и ABA-терапии.



ABA-терапия

Кратко о прикладном анализе поведения (ПАП, по-английски Аpplied Behaviour Analysis, сокращенно — АВА)


Почему нужно анализировать переходы между видами деятельности

Часто для детей с РАС изменения в привычной последовательности являются большой трудностью.
Можно предупреждать ребёнка об изменении, а можно проанализировать переход и представить его как процесс, состоящий из нескольких этапов.
Ведь ряд исследований показал, что сложность может быть не в переходе, а только в прекращении деятельности.
Больше подробностей, а также ссылки на литературу вы найдете в статье!


Простые шаги к функциональной коммуникации

Первое описание тренинга функциональной коммуникации опубликовано в 1985 году (Carr and Durand (1985)), и с тех пор эта процедура постоянно исследуется и совершенствуется. 
Этот тренинг — одна из наиболее популярных и эффективных процедур по коррекции сложного проблемного поведения.
В статье «Простые шаги к функциональной коммуникации» все этапы тренинга описаны понятным и доступным языком.


Коррекция избирательного пищевого поведения у детей с аутизмом

Очень часто дети с аутизмом отказываются пробовать разные виды продуктов. Это превращает время приемов пищи в настоящее испытание, и родители переживают, что в рационе  ребёнка недостаточно питательных веществ.
Что же можно сделать, чтобы решить эту проблему?

На этот вопрос в статье отвечают  Лора Сейверлинг, PhD, BCBA-D, клинический супервизор  Детского центра по расстройствам питания у детей при госпитале Святой Марии в Бейсайде, Нью-Йорк, и Кейт Уильямс, PhD, BCBA, директор программ по детскому питанию в Медицинском центре имени Херши штата Пенсильвания.


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДВЕСТНИКОВ ТЯЖЕЛОГО ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ

В зимнем выпуске JOURNAL OF APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS, 2019 года вышла статья «Функциональный анализ предвестников тяжелого проблемного поведения: исследования и возможности применения на практике» (Precursor behavior and functional analysis: A brief review).
Авторы статьи: HAYDEN HEATH JR AND RICHARD G. SMITH.

Исследования показали, что, используя результаты функционального анализа предвестников поведения, можно разработать эффективное вмешательство для снижения частоты и даже исключения тяжелого проблемного поведения.


Представления о взаимосвязях между аутизмом, теорией разума и прикладным анализом поведения

  • Какое отношение аутизм имеет к теории разума (theory of mind, модель психического)?
  • Что такое тест «Салли и Энн»?
  • Как взаимосвязаны прикладной анализ поведения и теория разума?
И самое главное, как мы можем использовать данную информацию? Обо всем этом читайте в статье.
Также в статье вы найдете ссылку на дополнительную информацию по этой теме.

Искусство перенаправления

Нежелательное поведение: агрессивное, самостимулятивное или любое другое, неприемлемое в обществе. Для многих родителей детей с РАС и для специалистов нежелательное поведение — серьезная и сложная задача. Одна из техник, использующихся в ПАП, — это перенаправление ребёнка на другу деятельность.
«Зачем ждать момента, когда ребёнок уже ведёт себя неприемлемо? Вам нужно поменять свой образ мыслей и сосредоточиться на том, как предотвратить проблемное поведение, прежде чем оно начнёт проявляться»
Как это реализовать? Что нужно сказать ребёнку, если он уже демонстрирует проблемное поведение?
Читайте в статье!


Natural Environment Training: обучение через игру

NET (Natural Environment Training) – это обучение в естественной окружающей обстановке. Под естественной обстановкой подразумевается то, что обучение происходит не за столом или партой в отдельной комнате для терапии, а в самых разных местах и разных условиях.
В отличие от более структурированных методов обучения ABA-терапии, таких как обучение отдельными блоками (DTT), в методе NET основное внимание уделяется:

  • Мотивирующим предметам и материалам
  • Обучению в естественных условиях / обстановке
  • Интересам ребенка в данный конкретный момент.

Также в статье есть полезный лайфхак по отслеживанию прогресса в навыках!


Использование социально-эмоционального обучения (SEL) для решения проблемы поведенческих дефицитов: шесть стратегий системного подхода к обучению SEL

Обучение ребёнка с РАС социальным навыкам — непростая задача, встающая на пути специалистов. Обучающие цели, связанные с социальным поведением, порой сложно определить в измеримых и достижимых критериях, а ещё сложнее разработать структурированный тренинг, направленный на достижение этих целей.

В статье по «Социально-эмоциональному обучению» предложен пошаговый план обучения ребёнка социальным навыкам. Самый, пожалуй, интересный момент в этой статье — это обучение навыку самоконтроля. Шаги по развитию самоконтроля, предложенные в статье, можно проиллюстрировать видеороликом «Развитие навыков самоконтроля» от Autism Partnership HK, который мы выкладывали ранее в 2017 году.


Диагностические критерии DSM-5

В статье вы сможете найти перевод диагностических критериев аутизма, представленных на сайте Autism Speaks.
Данный материал основан на классификаторе «Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders» (DSM-5), опубликованным в 2013 году Американской Ассоциацией Психиатров.


Программа «Игровые станции»

В статье подробно описано, как обучить игре или развить соответствующие возрасту навыки игры с помощью игровых «станций» (зона для лепки, игрушечная кухня, зона для игр с водой, зона с кубиками/лего и т.д.).
Также смотрите рисунки разнообразных игровых «станций»!

Если времени на терапию слишком мало, и это Вас огорчает

 «Если часов терапии будет мало вне зависимости от причины, означает ли это, что бессмысленно проводить АВА-терапию вообще? Нет, не означает. Но это означает, что цели, выбранные для вмешательства, и методы вмешательства должны быть очень, очень реалистичными и практичными»
Предлагаем вашему вниманию трех китов, на которых может базироваться вмешательство в случае, когда часов терапии точно не хватает: обучение родителей, навыки саморегуляции и навыки самопомощи.


СТАТЬЯ Б.Ф. СКИННЕРА «Как найти то, что Вы должны сказать – беседа со студентами»

«Как и в любом применении поведенческого анализа, секрет успешного контроля над своим вербальным поведением в понимании, что же оно из себя представляет.» (Б.Ф. Скиннер)

В 1981 году один из самых влиятельных психологов середины XX века Беррес Фредерик Скиннер написал вдохновляющую статью «Как найти то, что Вы должны сказать – беседа со студентами», в которой рассказывает о вербальном поведении (устной речи), как им управлять более эффективно, как достичь успеха в том, чтобы говорить то, что нужно.
Данная статья является значимой и основополагающей в прикладном анализе поведения, изучающим речь, как поведение!


Поддержка позитивного поведения

Поддержка позитивного поведения (Positive Behaviour Support PBS) – это подход, который используется для подкрепления изменений в поведении ребенка или взрослого, которые испытывают сложности в обучении.

В Информационном листе к данной статье рассказывается о том, что такое план поддержки поведения, зачем он нужен, где и кто его может использовать, как составить подобный план. Также представлены три примера планов поддержки поведения. Два плана составлены на тему конкретных форм поведения — преодоления трудностей, связанных с автомобильными поездками и питанием. Третий план поддержки поведения основан на принципе «светофора» и направлен сразу на несколько поведений.


Значение визуального расписания

  1. Оно облегчает переход от одной деятельности к другой;
  2. Развивает независимость/Саморегуляция/Навыки проведения досуга;
  3. Обучает игровым навыкам (в частности, независимой игре);
  4. Дает подсказки без участия тераписта/любого взрослого;
  5. Снижает неконтролируемое «свободное время», которое обычно наполнено проблемным поведением;
  6. Обучает следовать расписанию/обучает распорядку дня;
  7. Обозначает, когда последует подкрепление;
  8. Обучает принимать решения.

Всё это о визуальном расписании.


Развитие социальных навыков

Для ребенка с аутизмом социальное обучение может оказаться затруднительным или вовсе невозможным. В статье приведены 7 рекомендаций, как начать обучать социальным навыкам.


Обучение поведенческим навыкам во время ужина

Приемы пищи – дело непростое. Существует много способов положительного подкрепления поведения, которые Вы можете использовать, чтобы  улучшить поведение за обеденным столом. В статье рассказывается об одной научно-обоснованной методике обучения и увеличения вероятности желаемого поведения: на тренинге навыков поведения (Behavior Skills Training, сокращенно BST)


Не является ли положительное подкрепление «взяткой»?

Часто положительное подкрепление ошибочно сравнивают с подкупом. В статье этот вопрос рассматривается с двух сторон: с точки зрения определений, и с точки зрения примера из реальной жизни.


Как сделать семейные разговоры приятными

Как превратить семейные разговоры из мучения в удовольствие.


Снижение подсказок для родителей

Подсказки – это прекрасный способ, замечательный способ, и даже научно обоснованный. Но если вы целый день заняты тем, что делаете подсказки своему ребёнку – возможно, пора сделать шаг назад.


Как правильно хвалить

Для того, чтобы ваши слова похвалы начали работать для Вас и для Вашего ребенка, скажите ему, за что Вы его хвалите.


Когда правило «сначала — потом» не работает

«Я всё жду, пока начнёт работать прием «Сначала…потом». Каждый день я повторяю: «Сначала автокресло, потом книга». Но усадить моего сына в автокресло  по-прежнему очень трудная задача. Поэтому я продолжаю ждать, пока принцип «Сначала…потом» начнёт работать.»


Как остановить самостимулирующее поведение

Как эффективно останавливать поведение самостимуляции с помощью реактивного поведенческого плана.


Что делать с поведением самостимуляции

В статье приведены некоторые рекомендации для работы с поведением самостимуляции, когда оно выполняет функцию провести время приятно или просто занять себя чем-то.