Статьи об аутизме и ABA-терапии.
Кратко о прикладном анализе поведения (ПАП, по-английски Аpplied Behaviour Analysis, сокращенно — АВА)
В этой статье речь пойдёт об уже хорошо изученном методе обучения социальным навыкам — о методе обучающего взаимодействия, или Teaching Interactions procedure. Шесть этапов «Обучающего взаимодействия» подробно описаны и проиллюстрированы примерами индивидуальных и групповых занятий. В конце статьи разобраны типичные ошибки выполнения процедуры и приведён список литературы.
Учите детей здороваться, получать удовольствие от игры и заводить друзей с помощью научно обоснованных практик!
Проблемы со сном: поведенческий подход
Мы предлагаем вашему вниманию обзор статей, которые посвящены проблемам сна у детей с аутизмом.
Такие проблемы могут в себя включать: долгое время засыпания, ночные пробуждения, плач перед засыпанием и множество других неприятных ситуаций, знакомых родителям маленьких детей — не только детей с аутизмом!
Поведенческий подход позволяет решать такие проблемы. Работа в данном направление ведётся уже десятки лет. Из нашего обзора вы сможете узнать, как правильно собрать данные до начала вмешательства, найдёте пример «дневника сна» и узнаете о некоторых видах успешного вмешательства. В конце обзора есть перечень научных статей по данной теме.
Часто дети с РАС быстро осваивают новые навыки, но в то же время теряют те навыки, что у них уже есть.
Чтобы решить данную проблему, необходимо проанализировать, как именно проходит процесс обучения.
Ведь обучение навыку состоит из нескольких этапов, и важно понять, когда включать в обучение такой шаг, как обобщение навыка.
В данной статье Бобби Ньюман, PhD, BCBA, рассказывает о естественном обучении («loose teaching») — о подходе, который поможет сохранить приобретенные навыки.
Коммуникативный соблазн — как научить Вашего ребенка говорить спонтанно?
Дети с расстройствами аутистического спектра редко говорят что-то по собственной инициативе. Они могут не задавать вопросов сами или могут не называть что-то. Большинство родителей испытывают стресс, когда сталкиваются с подобными ситуациями.
Чтобы улучшить навык вашего ребенка говорить спонтанно, вы можете создавать условия, чтобы ребенок проявлял инициативу в общении, используя метод, который называется «Коммуникативный соблазн» («Communication Temptations»).
О нем и пойдет речь в статье!
Дополнительно о развитии этого навыка вы можете прочитать в книге «Идет работа», Autism Partnership (с. 305-309) и посмотреть в видеоролике «Даниэль. Сила слова«, где применяется именно этот метод побуждения к общению.
Почему нужно анализировать переходы между видами деятельности
Часто для детей с РАС изменения в привычной последовательности являются большой трудностью.
Можно предупреждать ребёнка об изменении, а можно проанализировать переход и представить его как процесс, состоящий из нескольких этапов.
Ведь ряд исследований показал, что сложность может быть не в переходе, а только в прекращении деятельности.
Больше подробностей, а также ссылки на литературу вы найдете в статье!
Простые шаги к функциональной коммуникации
Первое описание тренинга функциональной коммуникации опубликовано в 1985 году (Carr and Durand (1985)), и с тех пор эта процедура постоянно исследуется и совершенствуется.
Этот тренинг — одна из наиболее популярных и эффективных процедур по коррекции сложного проблемного поведения.
В статье «Простые шаги к функциональной коммуникации» все этапы тренинга описаны понятным и доступным языком.
Коррекция избирательного пищевого поведения у детей с аутизмом
Очень часто дети с аутизмом отказываются пробовать разные виды продуктов. Это превращает время приемов пищи в настоящее испытание, и родители переживают, что в рационе ребёнка недостаточно питательных веществ.
Что же можно сделать, чтобы решить эту проблему?
На этот вопрос в статье отвечают Лора Сейверлинг, PhD, BCBA-D, клинический супервизор Детского центра по расстройствам питания у детей при госпитале Святой Марии в Бейсайде, Нью-Йорк, и Кейт Уильямс, PhD, BCBA, директор программ по детскому питанию в Медицинском центре имени Херши штата Пенсильвания.
В зимнем выпуске JOURNAL OF APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS, 2019 года вышла статья «Функциональный анализ предвестников тяжелого проблемного поведения: исследования и возможности применения на практике» (Precursor behavior and functional analysis: A brief review).
Авторы статьи: HAYDEN HEATH JR AND RICHARD G. SMITH.
Исследования показали, что, используя результаты функционального анализа предвестников поведения, можно разработать эффективное вмешательство для снижения частоты и даже исключения тяжелого проблемного поведения.
Представления о взаимосвязях между аутизмом, теорией разума и прикладным анализом поведения
- Какое отношение аутизм имеет к теории разума (theory of mind, модель психического)?
- Что такое тест «Салли и Энн»?
- Как взаимосвязаны прикладной анализ поведения и теория разума?
Нежелательное поведение: агрессивное, самостимулятивное или любое другое, неприемлемое в обществе. Для многих родителей детей с РАС и для специалистов нежелательное поведение — серьезная и сложная задача. Одна из техник, использующихся в ПАП, — это перенаправление ребёнка на другу деятельность.
«Зачем ждать момента, когда ребёнок уже ведёт себя неприемлемо? Вам нужно поменять свой образ мыслей и сосредоточиться на том, как предотвратить проблемное поведение, прежде чем оно начнёт проявляться»
Как это реализовать? Что нужно сказать ребёнку, если он уже демонстрирует проблемное поведение?
Читайте в статье!
Natural Environment Training: обучение через игру
NET (Natural Environment Training) – это обучение в естественной окружающей обстановке. Под естественной обстановкой подразумевается то, что обучение происходит не за столом или партой в отдельной комнате для терапии, а в самых разных местах и разных условиях.
В отличие от более структурированных методов обучения ABA-терапии, таких как обучение отдельными блоками (DTT), в методе NET основное внимание уделяется:
- Мотивирующим предметам и материалам
- Обучению в естественных условиях / обстановке
- Интересам ребенка в данный конкретный момент.
Также в статье есть полезный лайфхак по отслеживанию прогресса в навыках!
Обучение ребёнка с РАС социальным навыкам — непростая задача, встающая на пути специалистов. Обучающие цели, связанные с социальным поведением, порой сложно определить в измеримых и достижимых критериях, а ещё сложнее разработать структурированный тренинг, направленный на достижение этих целей.
В статье по «Социально-эмоциональному обучению» предложен пошаговый план обучения ребёнка социальным навыкам. Самый, пожалуй, интересный момент в этой статье — это обучение навыку самоконтроля. Шаги по развитию самоконтроля, предложенные в статье, можно проиллюстрировать видеороликом «Развитие навыков самоконтроля» от Autism Partnership HK, который мы выкладывали ранее в 2017 году.
Диагностические критерии DSM-5
В статье вы сможете найти перевод диагностических критериев аутизма, представленных на сайте Autism Speaks.
Данный материал основан на классификаторе «Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders» (DSM-5), опубликованным в 2013 году Американской Ассоциацией Психиатров.
Также смотрите рисунки разнообразных игровых «станций»!
Если времени на терапию слишком мало, и это Вас огорчает
«Если часов терапии будет мало вне зависимости от причины, означает ли это, что бессмысленно проводить АВА-терапию вообще? Нет, не означает. Но это означает, что цели, выбранные для вмешательства, и методы вмешательства должны быть очень, очень реалистичными и практичными»
Предлагаем вашему вниманию трех китов, на которых может базироваться вмешательство в случае, когда часов терапии точно не хватает: обучение родителей, навыки саморегуляции и навыки самопомощи.
СТАТЬЯ Б.Ф. СКИННЕРА «Как найти то, что Вы должны сказать – беседа со студентами»
«Как и в любом применении поведенческого анализа, секрет успешного контроля над своим вербальным поведением в понимании, что же оно из себя представляет.» (Б.Ф. Скиннер)
В 1981 году один из самых влиятельных психологов середины XX века Беррес Фредерик Скиннер написал вдохновляющую статью «Как найти то, что Вы должны сказать – беседа со студентами», в которой рассказывает о вербальном поведении (устной речи), как им управлять более эффективно, как достичь успеха в том, чтобы говорить то, что нужно.
Данная статья является значимой и основополагающей в прикладном анализе поведения, изучающим речь, как поведение!
Поддержка позитивного поведения
Поддержка позитивного поведения (Positive Behaviour Support PBS) – это подход, который используется для подкрепления изменений в поведении ребенка или взрослого, которые испытывают сложности в обучении.
В Информационном листе к данной статье рассказывается о том, что такое план поддержки поведения, зачем он нужен, где и кто его может использовать, как составить подобный план. Также представлены три примера планов поддержки поведения. Два плана составлены на тему конкретных форм поведения — преодоления трудностей, связанных с автомобильными поездками и питанием. Третий план поддержки поведения основан на принципе «светофора» и направлен сразу на несколько поведений.
Значение визуального расписания
- Оно облегчает переход от одной деятельности к другой;
- Развивает независимость/Саморегуляция/Навыки проведения досуга;
- Обучает игровым навыкам (в частности, независимой игре);
- Дает подсказки без участия тераписта/любого взрослого;
- Снижает неконтролируемое «свободное время», которое обычно наполнено проблемным поведением;
- Обучает следовать расписанию/обучает распорядку дня;
- Обозначает, когда последует подкрепление;
- Обучает принимать решения.
Всё это о визуальном расписании.
Для ребенка с аутизмом социальное обучение может оказаться затруднительным или вовсе невозможным. В статье приведены 7 рекомендаций, как начать обучать социальным навыкам.
Обучение поведенческим навыкам во время ужина
Приемы пищи – дело непростое. Существует много способов положительного подкрепления поведения, которые Вы можете использовать, чтобы улучшить поведение за обеденным столом. В статье рассказывается об одной научно-обоснованной методике обучения и увеличения вероятности желаемого поведения: на тренинге навыков поведения (Behavior Skills Training, сокращенно BST)
Не является ли положительное подкрепление «взяткой»?
Часто положительное подкрепление ошибочно сравнивают с подкупом. В статье этот вопрос рассматривается с двух сторон: с точки зрения определений, и с точки зрения примера из реальной жизни.
Как сделать семейные разговоры приятными
Как превратить семейные разговоры из мучения в удовольствие.
Снижение подсказок для родителей
Подсказки – это прекрасный способ, замечательный способ, и даже научно обоснованный. Но если вы целый день заняты тем, что делаете подсказки своему ребёнку – возможно, пора сделать шаг назад.
Для того, чтобы ваши слова похвалы начали работать для Вас и для Вашего ребенка, скажите ему, за что Вы его хвалите.
Когда правило «сначала — потом» не работает
«Я всё жду, пока начнёт работать прием «Сначала…потом». Каждый день я повторяю: «Сначала автокресло, потом книга». Но усадить моего сына в автокресло по-прежнему очень трудная задача. Поэтому я продолжаю ждать, пока принцип «Сначала…потом» начнёт работать.»
Как остановить самостимулирующее поведение
Как эффективно останавливать поведение самостимуляции с помощью реактивного поведенческого плана.
Что делать с поведением самостимуляции
В статье приведены некоторые рекомендации для работы с поведением самостимуляции, когда оно выполняет функцию провести время приятно или просто занять себя чем-то.