Статьи об аутизме и ABA-терапии.



ABA-терапия

Кратко о прикладном анализе поведения (ПАП, по-английски Аpplied Behaviour Analysis, сокращенно — АВА)


Обучение гибкости

Наличие такой проблемы, как ригидность — это часть одного из диагностических критериев аутизма.
Что такое ригидность? Это негибкость, неспособность спокойно реагировать на изменения или неожиданные события, при этом уровень затруднений может быть разным.
Прикладной анализ поведения предлагает множество стратегий для обучения гибкости и спокойному отношению к переменам.
В статье приведены некоторые из стратегий, а также ссылка на видео «Работа с ритуалами».


Обзор научно обоснованных методов вмешательства для детей, подростков и молодых людей с аутизмом

В январе 2021 года в журнале Journal of Autism and Developmental Disorders были опубликованы результаты систематического обзора научных статей, целью которого было обновление списка научно обоснованных методов вмешательства для детей, подростков и молодых людей с РАС.

В общей сложности авторы обзора из 331 779 статей отобрали и проанализировали 972 статьи, опубликованные в англоязычных рецензируемых журналах с 1990 по 2017 год и соответствующие строгим критериям отбора.
В статье вы можете ознакомиться с основными выводами данного обзора и найти переведенные списки рекомендованных методов вмешательства.


Как эффективно развивать учебную мотивацию у детей с РАС

Многие дети с РАС очень способны к обучению. Однако досадно видеть, что некоторые из них не прилагают достаточно усилий для обучения из-за отсутствия мотивации.
В этой статье речь пойдет об одном из важнейших источников мотивации к обучению — наградах!


Обучение социальным навыкам

В этой статье речь пойдёт об уже хорошо изученном методе обучения социальным навыкам — о методе обучающего взаимодействия, или Teaching Interactions procedure.  Шесть этапов «Обучающего взаимодействия» подробно описаны и проиллюстрированы примерами индивидуальных и групповых занятий. В конце статьи разобраны типичные ошибки выполнения процедуры и приведён список литературы.

Учите детей здороваться, получать удовольствие от игры и заводить друзей с помощью научно обоснованных практик!


Проблемы со сном: поведенческий подход

Мы предлагаем вашему вниманию обзор статей, которые посвящены проблемам сна у детей с аутизмом.
Такие проблемы могут в себя включать: долгое время засыпания, ночные пробуждения, плач перед засыпанием и множество других неприятных ситуаций, знакомых родителям маленьких детей — не только детей с аутизмом!
Поведенческий подход позволяет решать такие проблемы. Работа в данном направление ведётся уже десятки лет. Из нашего обзора вы сможете узнать, как правильно собрать данные до начала вмешательства, найдёте пример «дневника сна» и узнаете о некоторых видах успешного вмешательства. В конце обзора есть перечень научных статей по данной теме.


Сохранение навыков

Часто дети с РАС быстро осваивают новые навыки, но в то же время теряют те навыки, что у них уже есть.
Чтобы решить данную проблему, необходимо проанализировать, как именно проходит процесс обучения.
Ведь обучение навыку состоит из нескольких этапов, и важно понять, когда включать в обучение такой шаг, как обобщение навыка.
В данной статье Бобби Ньюман, PhD, BCBA, рассказывает о естественном обучении («loose teaching») — о подходе, который поможет сохранить приобретенные навыки.


Коммуникативный соблазн — как научить Вашего ребенка говорить спонтанно?

Дети с расстройствами аутистического спектра редко говорят что-то по собственной инициативе. Они могут не задавать вопросов сами или могут не называть что-то. Большинство родителей испытывают стресс, когда сталкиваются с подобными ситуациями.

Чтобы улучшить навык вашего ребенка говорить спонтанно, вы можете создавать условия, чтобы ребенок проявлял инициативу в общении, используя метод, который называется «Коммуникативный соблазн» («Communication Temptations»).
О нем и пойдет речь в статье!

Дополнительно о развитии этого навыка вы можете прочитать в книге «Идет работа», Autism Partnership (с. 305-309) и посмотреть в видеоролике «Даниэль. Сила слова«, где применяется именно этот метод побуждения к общению.


Почему нужно анализировать переходы между видами деятельности

Часто для детей с РАС изменения в привычной последовательности являются большой трудностью.
Можно предупреждать ребёнка об изменении, а можно проанализировать переход и представить его как процесс, состоящий из нескольких этапов.
Ведь ряд исследований показал, что сложность может быть не в переходе, а только в прекращении деятельности.
Больше подробностей, а также ссылки на литературу вы найдете в статье!


Простые шаги к функциональной коммуникации

Первое описание тренинга функциональной коммуникации опубликовано в 1985 году (Carr and Durand (1985)), и с тех пор эта процедура постоянно исследуется и совершенствуется. 
Этот тренинг — одна из наиболее популярных и эффективных процедур по коррекции сложного проблемного поведения.
В статье «Простые шаги к функциональной коммуникации» все этапы тренинга описаны понятным и доступным языком.


Коррекция избирательного пищевого поведения у детей с аутизмом

Очень часто дети с аутизмом отказываются пробовать разные виды продуктов. Это превращает время приемов пищи в настоящее испытание, и родители переживают, что в рационе  ребёнка недостаточно питательных веществ.
Что же можно сделать, чтобы решить эту проблему?

На этот вопрос в статье отвечают  Лора Сейверлинг, PhD, BCBA-D, клинический супервизор  Детского центра по расстройствам питания у детей при госпитале Святой Марии в Бейсайде, Нью-Йорк, и Кейт Уильямс, PhD, BCBA, директор программ по детскому питанию в Медицинском центре имени Херши штата Пенсильвания.


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДВЕСТНИКОВ ТЯЖЕЛОГО ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ

В зимнем выпуске JOURNAL OF APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS, 2019 года вышла статья «Функциональный анализ предвестников тяжелого проблемного поведения: исследования и возможности применения на практике» (Precursor behavior and functional analysis: A brief review).
Авторы статьи: HAYDEN HEATH JR AND RICHARD G. SMITH.

Исследования показали, что, используя результаты функционального анализа предвестников поведения, можно разработать эффективное вмешательство для снижения частоты и даже исключения тяжелого проблемного поведения.


Представления о взаимосвязях между аутизмом, теорией разума и прикладным анализом поведения

  • Какое отношение аутизм имеет к теории разума (theory of mind, модель психического)?
  • Что такое тест «Салли и Энн»?
  • Как взаимосвязаны прикладной анализ поведения и теория разума?
И самое главное, как мы можем использовать данную информацию? Обо всем этом читайте в статье.
Также в статье вы найдете ссылку на дополнительную информацию по этой теме.

Искусство перенаправления

Нежелательное поведение: агрессивное, самостимулятивное или любое другое, неприемлемое в обществе. Для многих родителей детей с РАС и для специалистов нежелательное поведение — серьезная и сложная задача. Одна из техник, использующихся в ПАП, — это перенаправление ребёнка на другу деятельность.
«Зачем ждать момента, когда ребёнок уже ведёт себя неприемлемо? Вам нужно поменять свой образ мыслей и сосредоточиться на том, как предотвратить проблемное поведение, прежде чем оно начнёт проявляться»
Как это реализовать? Что нужно сказать ребёнку, если он уже демонстрирует проблемное поведение?
Читайте в статье!


Natural Environment Training: обучение через игру

NET (Natural Environment Training) – это обучение в естественной окружающей обстановке. Под естественной обстановкой подразумевается то, что обучение происходит не за столом или партой в отдельной комнате для терапии, а в самых разных местах и разных условиях.
В отличие от более структурированных методов обучения ABA-терапии, таких как обучение отдельными блоками (DTT), в методе NET основное внимание уделяется:

  • Мотивирующим предметам и материалам
  • Обучению в естественных условиях / обстановке
  • Интересам ребенка в данный конкретный момент.

Также в статье есть полезный лайфхак по отслеживанию прогресса в навыках!


Использование социально-эмоционального обучения (SEL) для решения проблемы поведенческих дефицитов: шесть стратегий системного подхода к обучению SEL

Обучение ребёнка с РАС социальным навыкам — непростая задача, встающая на пути специалистов. Обучающие цели, связанные с социальным поведением, порой сложно определить в измеримых и достижимых критериях, а ещё сложнее разработать структурированный тренинг, направленный на достижение этих целей.

В статье по «Социально-эмоциональному обучению» предложен пошаговый план обучения ребёнка социальным навыкам. Самый, пожалуй, интересный момент в этой статье — это обучение навыку самоконтроля. Шаги по развитию самоконтроля, предложенные в статье, можно проиллюстрировать видеороликом «Развитие навыков самоконтроля» от Autism Partnership HK, который мы выкладывали ранее в 2017 году.


Диагностические критерии DSM-5

В статье вы сможете найти перевод диагностических критериев аутизма, представленных на сайте Autism Speaks.
Данный материал основан на классификаторе «Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders» (DSM-5), опубликованным в 2013 году Американской Ассоциацией Психиатров.


Программа «Игровые станции»

В статье подробно описано, как обучить игре или развить соответствующие возрасту навыки игры с помощью игровых «станций» (зона для лепки, игрушечная кухня, зона для игр с водой, зона с кубиками/лего и т.д.).
Также смотрите рисунки разнообразных игровых «станций»!

Если времени на терапию слишком мало, и это Вас огорчает

 «Если часов терапии будет мало вне зависимости от причины, означает ли это, что бессмысленно проводить АВА-терапию вообще? Нет, не означает. Но это означает, что цели, выбранные для вмешательства, и методы вмешательства должны быть очень, очень реалистичными и практичными»
Предлагаем вашему вниманию трех китов, на которых может базироваться вмешательство в случае, когда часов терапии точно не хватает: обучение родителей, навыки саморегуляции и навыки самопомощи.


Статья Б.Ф. Скиннера «Как найти то, что Вы должны сказать — беседа со студентами»

«Как и в любом применении поведенческого анализа, секрет успешного контроля над своим вербальным поведением в понимании, что же оно из себя представляет.» (Б.Ф. Скиннер)

В 1981 году один из самых влиятельных психологов середины XX века Беррес Фредерик Скиннер написал вдохновляющую статью «Как найти то, что Вы должны сказать – беседа со студентами», в которой рассказывает о вербальном поведении (устной речи), как им управлять более эффективно, как достичь успеха в том, чтобы говорить то, что нужно.
Данная статья является значимой и основополагающей в прикладном анализе поведения, изучающим речь, как поведение!


Поддержка позитивного поведения

Поддержка позитивного поведения (Positive Behaviour Support PBS) – это подход, который используется для подкрепления изменений в поведении ребенка или взрослого, которые испытывают сложности в обучении.

В Информационном листе к данной статье рассказывается о том, что такое план поддержки поведения, зачем он нужен, где и кто его может использовать, как составить подобный план. Также представлены три примера планов поддержки поведения. Два плана составлены на тему конкретных форм поведения — преодоления трудностей, связанных с автомобильными поездками и питанием. Третий план поддержки поведения основан на принципе «светофора» и направлен сразу на несколько поведений.


Значение визуального расписания

  1. Оно облегчает переход от одной деятельности к другой;
  2. Развивает независимость/Саморегуляция/Навыки проведения досуга;
  3. Обучает игровым навыкам (в частности, независимой игре);
  4. Дает подсказки без участия тераписта/любого взрослого;
  5. Снижает неконтролируемое «свободное время», которое обычно наполнено проблемным поведением;
  6. Обучает следовать расписанию/обучает распорядку дня;
  7. Обозначает, когда последует подкрепление;
  8. Обучает принимать решения.

Всё это о визуальном расписании.


Развитие социальных навыков

Для ребенка с аутизмом социальное обучение может оказаться затруднительным или вовсе невозможным. В статье приведены 7 рекомендаций, как начать обучать социальным навыкам.


Обучение поведенческим навыкам во время ужина

Приемы пищи – дело непростое. Существует много способов положительного подкрепления поведения, которые Вы можете использовать, чтобы  улучшить поведение за обеденным столом. В статье рассказывается об одной научно-обоснованной методике обучения и увеличения вероятности желаемого поведения: на тренинге навыков поведения (Behavior Skills Training, сокращенно BST)


Не является ли положительное подкрепление «взяткой»?

Часто положительное подкрепление ошибочно сравнивают с подкупом. В статье этот вопрос рассматривается с двух сторон: с точки зрения определений, и с точки зрения примера из реальной жизни.


Как сделать семейные разговоры приятными

Как превратить семейные разговоры из мучения в удовольствие.


Снижение подсказок для родителей

Подсказки – это прекрасный способ, замечательный способ, и даже научно обоснованный. Но если вы целый день заняты тем, что делаете подсказки своему ребёнку – возможно, пора сделать шаг назад.


Как правильно хвалить

Для того, чтобы ваши слова похвалы начали работать для Вас и для Вашего ребенка, скажите ему, за что Вы его хвалите.


Когда правило «сначала — потом» не работает

«Я всё жду, пока начнёт работать прием «Сначала…потом». Каждый день я повторяю: «Сначала автокресло, потом книга». Но усадить моего сына в автокресло  по-прежнему очень трудная задача. Поэтому я продолжаю ждать, пока принцип «Сначала…потом» начнёт работать.»


Как остановить самостимулирующее поведение

Как эффективно останавливать поведение самостимуляции с помощью реактивного поведенческого плана.


Что делать с поведением самостимуляции

В статье приведены некоторые рекомендации для работы с поведением самостимуляции, когда оно выполняет функцию провести время приятно или просто занять себя чем-то.