ABA-терапия

Человек в течение дня выполняет десятки различных действий. При этом он взаимодействует с людьми и предметами, которые его окружают. Определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, называют поведением.

Различия в поведении детей, развивающихся в соответствии с «нормой», и детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), как правило, достаточно сильно бросаются в глаза. Результаты сравнительных исследований 1960-80-хх годов групп детей одного психологического возраста и с одинаковым уровнем умственного развития, среди которых были: дети, развивающиеся в соответствии с «нормой», дети с умственной отсталостью, дети с синдромом Дауна и дети с диагнозом «аутизм», показали, что мозг детей с аутизмом по-другому усваивает и обрабатывает информацию из окружающей среды.1,2 Это указывает на то, что с детьми с аутизмом необходимо применять иной подход в плане обучения, чем с детьми с другими нарушениями развития. Известные на тот момент методики коррекционного обучения оказались неэффективными.

Примерно в то же время Ивар Ловаас начал применять Прикладной анализ поведения (ПАП, по-английски Аpplied Behaviour Analysis, сокращенно — АВА) с целью помочь детям с аутизмом. Прикладной анализ – это научное направление, которое изучает влияние факторов окружающей среды на поведение, и возможность применения наблюдаемых закономерностей с целью изменить поведение индивида.

В 1987 году Ловаас опубликовал результаты исследований 38 детей с РАС от 2 до 4 лет, 19 из которых получали курс АВА-терапии в количестве 40 часов в неделю на протяжении 3 лет.3 Согласно этим результатам, у 17 детей из экспериментальной группы наблюдалось заметное улучшение умственных способностей по сравнению с тем уровнем, что был до вмешательства. При этом 9 детей, на момент завершения третьего года исследования, успешно закончили учебный год в первом классе для обычных детей, и их уровень IQ приблизился к результатам теста у детей, которые развивались в соответствии с «нормой».
Благодаря этой публикации АВА-терапия со временем стала одним из наиболее широко распространенных (США, Израиль, Южная Корея, Китай (Гон Конг), Великобритания и другие страны Европы) видов терапии для детей с РАС, а её эффективность была неоднократно доказана другими учеными в более поздних исследованиях.4,5

При прохождении ребёнком АВА-терапии специалист (поведенческий аналитик уровня квалификации ВСВА, либо ВСаВА, но с обязательной супервизией специалиста уровня ВСВА) пишет программу действий. Эта программа учитывает индивидуальные особенности ребенка, и её выполнение должно привести к тому, что данный конкретный ребенок за определенное время освоит необходимые навыки, или научится социально приемлемому поведению в той или иной ситуации. Во время реализации этой программы собираются данные, которые затем обрабатываются, и проводится анализ эффективности вмешательства.

Процесс усовершенствования методик АВА идёт и по сей день. Учеными и специалистами непрерывно ведётся работа с целью сделать процесс прохождения АВА-терапии наиболее приятным и эффективным как для максимального числа детей с РАС, так и для каждого ребенка в отдельности.

1. Hermelin, B. and O’Connor, N. Psychological Experiments with Autistic Children.. Oxford: Pergamon Press. (1970)
2. Attwood, A.H., Frith, U. and Hermelin, B. The understanding and use of interpersonal gestures by autistic and Down’s syndrome children.// Journal of Autism and Developmental Disorders (1988) v.18, No 2, pp 241–257
3. Lovaas O.I. Behavioral Treatment and Normal Educational and Intellectual Functioning in Young Autistic Children// Journal of Consulling and Clinical Psychology , (1987) Vol. 55, No. 1, 3-9
4. Eikeseth S., Klintwall L., Jahr E., Karlsson P. Outcome for children with autism receiving early and intensive behavioral intervention in mainstream preschool and kindergarten settings// Research in Autism Spectrum Disorders, (2012) v.6, pp. 829–835
5. Peters-Scheffer, N., Didden, R., Korzilius, H., & Sturmey, P. A meta-analytic study on the effectiveness of comprehensive ABA-based early intervention programs for children with Autism Spectrum Disorder// Research in Autism Spectrum Disorders (2011) v. 5, 60-69