Снижение подсказок (для родителей)

ссылка на оригинальную статью

Перевод Галина Чернобай

«Дорогие Behavior BFF, я не являюсь родителем, я хочу написать о своем племяннике.
Мои сестра и зять постоянно говорят ему, что сказать: «Скажи ей спасибо.» «Скажи,
доброе утро.» «Скажи, я хочу ужинать сейчас.» Я очень редко слышу, как ребёнок
говорит что-то сам, помимо тех слов, которые ему сказали. Это нормально? Мне
кажется, это плохая идея.»

Принципы поведенческого анализа могут быть полезны не только для родителей, но и
для всех остальных. То, что Вы описываете, это высокий уровень подсказки, который,
похоже, привел к зависимости от неё. Родители мальчика дают так много подсказок, что
он не даёт ответы самостоятельно.

Нормально ли это? В случае родителей – кто знает? Мы все поступаем по-своему. Все мы
всегда начинаем что-то делать из лучших побуждений, которые, я уверена, есть и у Ваших
сестры и зятя. Они хотят помочь своему сыну разговаривать, участвовать в социальных
взаимодействиях и помочь ему научиться вести себя уважительно. Но, возможно, они
помогают ему слишком много.

Похоже, пришло время уменьшить объем подсказок. Когда мы обучаем новым навыкам,
мы обычно начинаем с высокого уровня подсказок, чтобы помочь ребенку быть
успешным и получить позитивное поощрение. Но мы не можем оставаться на этом уровне
бесконечно. Мы вынуждены уменьшать подсказки.

Другие ситуации, в которых родители часто слишком много подсказывают и должны быть
готовы к программе по снижению подсказок: туалетный тренинг, если Ваш ребенок
никогда сам не просится в туалет; когда Вы всегда даёте ребенку выбор, но никогда не
позволяете самому попросить то, что ему хочется; когда Вы делаете действия с ребенком
по принципу «рука в руке», выполняете повседневные обязанности вместо своего
ребенка и т.д.

Сделайте в своих подсказках один шаг назад. Продолжайте подсказывать, но сделайте
подсказку немного менее интенсивной. Найдите в списке стадию, на которой Вы сейчас
находитесь и опуститесь на один пункт ниже по списку.
1. Полная физическая подсказка: «рука в руке», выполнение действий вместо
ребенка
2. Частичная физическая подсказка: какие-то действия всё равно выполняются в
режиме «рука в руке», но ребенку позволяют делать кое-что самостоятельно.
3. Полная вербальная подсказка: подсказывают, что говорить и делать, как в вопросе
выше.
4. Частичная вербальная подсказка: говорят ответ не полностью, но только его часть.
5. Жестовая подсказка: показать жестом или намекнуть на правильный ответ.

Примечание для специалистов: Этот список не является исчерпывающей полной
иерархией подсказок. В поведенческом анализе она более детальная, но мы остановимся на этом уровне, так как целевая аудитория – родители, а им такие технические подробности могут и не понадобиться.

Несколько идей, как снизить полную вербальную подсказку и перейти к частичной или
косвенной вербальной подсказке. Например, вместо того, чтобы давать примеры ответов,
вы можете спросить:
«Что ты говоришь?»
«Ты что-то хочешь?»
«Хорошо…»

Подсказки – это прекрасный способ, замечательный способ, и даже научно
обоснованный. Но если вы целый день заняты тем, что делаете подсказки своему ребёнку
– возможно, пора сделать шаг назад. Не убирайте все подсказки резко и сразу.
Мы всё ещё хотим быть уверенными, что ребёнок остаётся успешным в каждой ситуации
и может получить поощрение, и что мы увидим увеличение частоты желаемого
поведения.

Каждый раз делайте один шаг назад. Если Ваш ребенок успешен на этом уровне, сделайте
ещё один шаг назад. Снижайте подсказки до тех пор, пока он не будет отвечать
самостоятельно, и пока постоянные подсказки, что говорить, не превратятся в далёкое
воспоминание!

Мы совсем чуть-чуть коснулись темы подсказок и их снижения. Вот ещё несколько статей,
с которых можно начать и узнать больше!

Alberto, P. A., & Troutman, A. C. (2012). Applied behavior analysis for teachers. Pearson Higher
Ed.
Cooper, J. (2009). 0., Heron, TE, & Heward, WL (2007). Applied behavior analysis.
MacDuff, G. S., Krantz, P. J., & McClannahan, L. E. (2001). Prompts and prompt-fading strategies
for people with autism. Making a difference: Behavioral intervention for autism, 37-50.

Автор статьи: Леанна Пейдж, Магистр педагогических наук, BCBA

Июль 26, 2017