Когда правило «сначала-потом» не работает

ссылка на оригинальную статью

«Я всё жду, пока начнёт работать прием «Сначала…потом». Каждый день я повторяю: «Сначала автокресло, потом книга». Но усадить моего сына в автокресло  по-прежнему очень трудная задача. Поэтому я продолжаю ждать, пока принцип «Сначала…потом» начнёт работать.»

Мне так приятно слышать, что вы работаете над применением научно-обоснованных методик, таких как принцип Примака с Вашим ребенком! Давайте поговорим о том, почему он пока не работает, и посмотрим, можем ли мы это исправить.

Прежде чем мы это сделаем, давайте удостоверимся, что мы понимаем друг друга. Что такое принцип Примака? Это простой метод анализа поведения, помогающий увеличить вероятность желаемого поведения.
Определение принципа Примака: «Принцип, который гласит, что возможность проявить высоковероятное поведение, обусловленное возникновением низкочастотного поведения, будет служить подкреплением для низкочастотного поведения». (Cooper, Heron, & Heward, 2007)

Сначала_____, потом ______.
«Сначала» — это низкочастотное поведение, такое, что само не происходит. Это то, что Вам нужно от  ребенка: например, сесть в автокресло, съесть здоровую пищу, одеться и т. д. «Потом» — это высокочастотное поведение, то, что дети любят и будут делать много, если им представится такая возможность. Какая-нибудь забавная вещица, любимое занятие, потенциальное поощрение.

Мы в повседневной жизни используем этот принцип регулярно:

«Сначала съешь овощи, потом десерт».
«Сначала домашнее задание, потом телевизор».
«Сначала закончи работу над проектом, потом можешь сбегать за кофе».

Родители также могут намеренно использовать этот принцип как инструмент. В случае некоторых детей, приём «Сначала автомобильное кресло, потом книга» вполне может сработать.

В примере, приведенном выше в вопросе родителя, книга является просто недостаточно сильным поощрением! Необходимо, чтобы «потом» было подкрепляющим. Мы не просто ждём и продолжаем повторять одно и то же: «Сначала_, потом_». Мы ищем такое «потом», которое работает.

Если то, что вы предлагаете в качестве «потом» не увеличивает частоту будущих случаев поведения, соответствующих «сначала», оно не является поощрением. Продолжайте пробовать разные материальные поощрения и подкрепляющие занятия(игры) пока не увидите, что Вами выбранное «потом» увеличивает вероятность выполнения задания «сначала»!

Автор статьи: Леанна Пейдж, Магистр педагогических наук, BCBA
Список литературы:
Cooper, J., Heron, T., & Heward, W. (2007). Basic Concepts. In Applied Behavior Analysis(2nd ed.) Columbus: Pearson.
Homme, L. E.; Debaca, P. C.; Devine, J. V.; Steinhorst, R.; Rickert, E. J. (1963) Use of the Premack principle in controlling the behavior of nursery school children. Journal of the Experimental Analysis of Behavior, Vol 6(4), 544
Knapp, T.J. (1976). The Premack Principle in human experimental and applied settings. Behaviour Research and Therapy, Vol 14(2), 133-147.