Как сделать семейные разговоры приятными

ссылка на оригинальную статью


Как превратить семейные разговоры из мучения в удовольствие.

Родитель пишет: «Мой сын любит говорить об «Октонавтах» (мульфильм). Если я услышу ещё раз о котике Квази, я, наверное, проткну чем-нибудь свои уши. Помогите!

Думаю, многие родители могут сказать в точности то же самое, просто заменив «Октонавтов» на любое другое, чем увлечены их дети в данный момент: Санта, поезда, погода, книга, номер четыре, что угодно! Но, пожалуйста, воздержитесь от травм собственных барабанных перепонок.

Можно использовать методы положительного подкрепления поведения, прежде чем прибегать к чему-либо экстремальному!

Давайте уделим минутку технической стороне вопроса. Вы когда-нибудь слышали о Дифференциальном усилении низкой частоты реакции (DRL)? Если Вы АВА-ботаник, как я, ответом, скорее всего, будет — «да». Если Вы мама (также как и я), ответ, скорее всего – «нет».

Используя DRL, Вы обеспечиваете подкрепление ответных реакций, частота которых ниже, чем критерий, который Вы установили. Сколько раз в день Ваш ребенок говорит о (вставьте любимую ребенком, но раздражающую Вас тему). Предположим, что 20 раз. Выберете число меньше 20. С завтрашнего дня Ваш ребенок имеет право разговаривать на эту тему не более 15 раз, чтобы получить поощрение. Вы устанавливаете число, которое устраивает Вас и достижимо для Вашего ребенка. Вы не можете сразу с 20 раз в день перейти к 5. Вас, возможно, это и устраивает, но сможет ли ребенок хоть раз получить поощрение при таких условиях? Вряд ли.

Способ, с помощью которого Вы можете на регулярной основе использовать эту систему у себя в семье – это составить «поведенческий контракт» (он же «Обусловленный контракт»). Это настоящий документ, в котором описано конкретное поведение. Ребенок должен выполнить этот контракт, чтобы получить конкретное вознаграждение. Контракт включает в себя также наглядную систему отслеживания поведения ребенка и случаев выдачи поощрения.

Контракт должен быть конкретным.
Запишите точную задачу для выполнения. В данной ситуации задача заключалась бы в том, чтобы говорить о (тема) не более (число) раз.
Укажите награду. Если этот контракт будет длиться весь день, то лучше выбрать по-настоящему хорошее вознаграждение: что это будет, когда ребенок его получит, в каком количестве – будьте точны!
И, наконец, о фиксации факта выполнения задания. Это означает, что Вы записываете, была ли достигнута цель в этот день. Вы можете ставить отметки, показывающие, сколько раз Ваш ребенок говорил на определенную тему. Или Вы можете просто поставить галочку или счастливый смайлик, в те дни, когда награда была заработана.

В чем состоит цель документирования процесса?

С помощью этого способа Вы можете просмотреть результаты ещё раз, вместе с Вашим ребенком, и показать ему прогресс, который он делает!

Что, если контракт не работает?

Если у ребенка нет прогресса — пересмотрите критерии. Возможно, Вам нужно чуть-чуть увеличить количество раз, которое разрешается говорить про «Октонавтов»? Или награда не такая уж большая? Возможно, нужны ещё варианты? Целый день – это сильно долго? Лучше выдавать вознаграждение утром или вечером? У Вас есть варианты!

Физическая наглядность контракта может быть полезной подсказкой или намеком, чтобы напомнить вашему ребенку, сколько раз у него осталось, чтобы поговорить об «Октонавтах». А возможно, это станет визуальным напоминанием о потенциальной награде, которую можно получить этим путем. Повесьте его на холодильник или какое-то другое видное место, чтобы она сама по себе стала полезным инструментом!

Спустя какое-то время, Вы сможете изменить ежедневную цель – уменьшить число раз. С 20 раз в день до 18 раз в день, до 15 раз в день, до 12 раз в день и так далее. Не снижайте количество раз слишком быстро. Позвольте Вашему ребенку несколько раз достигнуть успеха на каждом уровне, прежде чем уменьшать число раз, которое он может говорить на свою любимую тему. И не снижайте число раз слишком сильно.

Я бы не хотела, чтобы моя дочь думала, что я никогда не хочу слушать про то, что ей интересно. Тем не менее, я хочу, чтобы она научилась некоторому балансу и разнообразию, когда речь заходит о темах для разговоров.

Если Ваш сын будет меньше разговаривать про «Октонавтов», знает ли он, о чем еще можно поговорить? Вам нужно научить его другим темам, которые заменят тему «Октанавтов» и будут подходящими и интересными для Вашего ребенка. Мы не собираемся перепрыгивать с темы «Октонавтов» на тему сериала «Черный список» или «Анатомия страсти», но, возможно, он может говорить о книгах, а не только о своем любимом телешоу. Как насчет рассказать о каком-нибудь случае из его жизни? Планах на будущее? Дайте ему несколько вариантов тем и смоделируйте эти беседы. Поощряйте и обеспечивайте положительное подкрепление, когда он выбирает любую другую подходящую тему для разговора.

Если описать всё в двух словах:

  • Установите разумное и выполнимое количество раз, которое Ваш ребенок может демонстрировать определенное поведение (разговаривать про «Октонавтов»).
  • Обеспечьте положительное подкрепление, когда он будет находиться на нужном уровне или ниже этого уровня. Это называется DRL: Дифференциальное усиление низкой частоты реакции.
  • Формализуйте это с помощью поведенческого контракта. Будьте конкретны.
  • Повесьте текст контракта так, чтобы его всем было хорошо видно.
  • Документируйте (наглядно фиксируйте) прогресс.
  • При необходимости меняйте условия контракта.
  • Научите Вашего ребенка замещающему поведению. О чем он МОЖЕТ поговорить вместо «Октонавтов»? Сделайте эти разговоры необходимостью для вашего ребенка в той или иной ситуации, но сделайте это так, чтобы ему было интересно. Возможно, у него нет ничего другого, про что он любит разговаривать также сильно, как про «Октонавтов», но выберете несколько интересных тем, которые он может поддержать.
  • И что самое важное, не вредите сами себе, берегите свои уши! Найдите возможность сделать общение приятным в вашем собственном доме.

Не упускайте возможность, сделайте приятное семейное общение обычным явлением. Вы сможете!

К сожалению, я не являюсь автором ни одной из перечисленных идей. И я не могу на это претендовать, мне это не принесет ни славы, ни удачи. Но я поделюсь с Вами некоторыми хорошими исследованиями по данным темам:

Cooper, J., Heron, T., & Heward, W. (2007). Basic Concepts. In Applied Behavior Analysis(2nd ed.).
Columbus: Pearson.
Dardig, J.C., & Heward, W.L. (1981). Sign here: A contracting book for children and their
parents (2 nd  ed.). Bridgewater, NJ: Fournies.
DeMartini-Scully, D., Bray, M.A., & Kehle, T.J. (2000). A packaged intervention to reduce disruptive
behaviors in general education students. Psychology in the Schools, 37(2), 149-156.
Malott, R.W. (1989). The achievement of evasive goals: Control by rules describing contingencies that
are not direct acting. IN S.C. Hayes (Ed.) Rule-governed behavior: Cognition, contingencies, and
instructional control (pp. 269-322). Reno, NV: Context Press.
Ruth, W.J. (1996). Goal setting and behavioral contracting for students with emotional and behavioral
difficulties: Analysis of daily, weekly, and total goal attainment. Psychology in the Schools, 33, 153-158.

Автор статьи: Леанна Пейдж, Магистр педагогических наук, BCBA (опыт работы с детьми с
особенностями и их родителями — более десяти лет)

Перевод Галина Чернобай

Октябрь 27, 2017