Значение визуального расписания

Оригинальная статья.

Визуальное расписание – это потрясающий инструмент, приносящий пользу всем членам семьи в силу многих причин:

  1. Он облегчает переход от одной деятельности к другой;
  2. Развивает независимость/Саморегуляция/Навыки проведения досуга;
  3. Обучает игровым навыкам (в частности, независимой игре);
  4. Дает подсказки без участия тераписта/любого взрослого;
  5. Снижает неконтролируемое «свободное время», которое обычно наполнено проблемным поведением;
  6. Обучает следовать расписанию/обучает распорядку дня;
  7. Обозначает, когда последует подкрепление;
  8. Обучает принимать решения.

Я просто обожаю визуальные расписания. Основная рекомендация в моих поведенческих планах звучит так: «ребенок всегда должен быть чем-то занят». Большинство моих клиентов проявляют их самое тяжелое проблемное поведение вне терапевтических сессий или школы. Почему так?

Обычно так происходит из-за того, что домашняя обстановка не предоставляет того же уровня структурированности и упорядоченности времени, как школа или терапевтическая сессия. Для большинства моих клиентов бездействие – не их друг. Бездействие обычно наполнено поведением, возрастание которого мама или папа не хотели бы наблюдать, как, например, поедание волокон из ковра, выбрасывание собачьей еды из миски, или сидение на холодильнике.

Если вы работаете с командой ABA, спросите их, может ли эта идея пригодиться для вашего ребёнка. Если же у вас нет поддержки команды, продолжайте читать, и я объясню, как вы можете разобраться самостоятельно.

Первое, что родители часто говорят мне: «Это действительно необходимо? Ему всегда нужно будет расписание с фотографиями, чтобы следовать ему? Разве это будет соответствовать его возрасту, когда он превратится в подростка и, затем, взрослого человека?». В качестве ответа я спрашиваю у родителей, использовали ли они когда-либо планнеры (включая электронные), чтобы организовать или структурировать свои дни. Приблизительно в 80% случаев они отвечали положительно. А затем я объясняю, что планнер – это то же визуальное расписание. Не верите мне?

Ладно:

Визуальное расписание с фотографиями —>Письменное расписание без фотографий —>Список дел —> Органайзер/Планнер/Приложение для планирования

Теперь, когда вы знаете, что даже взрослые используют своеобразную версию визуального расписания, как понять, могут ли члены вашей семьи извлечь из этого выгоду? Если какие-то из следующих ниже сценариев звучат для вас правдиво, подумайте о создании визуального расписания:

  1. После школы/на выходных/после терапевтических сессий проблемное поведение ребенка стремительно растет;
  2. Каникулы/длинные выходные — это просто ХУДШЕЕ время, и проблемное поведение вашего ребенка усиливается день за днем;
  3. За ребенком нужно постоянно присматривать, иначе он что-то разобьет, куда-нибудь залезет или просто начнет уничтожать дом;
  4. У ребенка нет навыков проведения досуга, и нет способности просто «пойти поиграть» (эти слова для него ничего не значат);
  5. Сказать ребенку «оставайся здесь» тоже ничего не значит, и он, как правило, просто пойдет бродить по дому;
  6. Мама или папа не имеют возможности заняться стиркой, ответить на телефонный звонок, на электронное письмо, поговорить с другом или приготовить ужин, по крайней мере, если кто-то другой в доме не занимает ребенка каким-либо делом;
  7. Игрушки просто пылятся, потому что ваш ребенок взаимодействует с ними всего несколько секунд и теряет интерес;
  8. Другие дети в доме гораздо реже получают родительское внимание и время;
  9. Ребенок будет просто сидеть с телевизором, планшетом, телефоном и другим гаджетом. Книги, игрушки, паззлы… не-а.

Вы уже начали любить идею о создании визуального расписания? 🙂

А теперь веселая часть: создание!

*Пожалуйста, не покупайте визуальное расписание онлайн. Во-первых, оно не будет создано индивидуально для вашего ребенка. Во-вторых, его очень легко сделать.

  1. Решите, какую часть дня вы хотели бы обеспечить такой визуальной поддержкой (я полагаю, выбор падет на ту часть дня, в которую сложнее всего занять ребенка);
  2. Решите, что вы хотели бы, чтобы ребенок делал вместо того, чтобы смотреть по сторонам, быть приклеенным к гаджетам или заниматься проблемным поведением (Собирал паззлы? Читал? Собирал бусинки на шнурок? Сенсорная ванна?)
  3. Создайте визуальное отображение каждого шага. Расписание может отображать один вид активности или несколько активностей (На кусок картона или плотной бумаги прикрепите фото каждой независимой активности в порядке, в котором они должны быть выполнены);
  4. Примите решение об использовании таймера и поощрений (таймер помогает легче переключаться, а поощрения закрепляют поведение);
  5. Подготовьте пространство (организуйте все материалы в доступном для ребенка месте, закрепите расписание на стене);
  6. Научите вашего ребенка следовать расписанию (вам понадобятся подсказки и поощрения).

Перевод — Анна Демьяненко

Презентация по этой теме  «Обучение самостоятельному поведению с визуальным расписанием для детей с аутизмом» (на английском языке) — ссылка.